Огдоада: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
Восьмизначность — символико-космологическое понятие из школ проповедников древнеегипетского города Хемену <ref>совр. араб. Ешмунен</ref>, эллинистического города Гермополис <ref>Город восьми</ref>. В то время как другие религиозные центры на первый план ставили понятие девятизначности, здесь было умозрительно представлено в персонифицированной форме создание из первобытного хаоса женско-мужской дуалистической системы. Согласно гермопольскому учению, перед возникновением мира правили восемь богов — персонифицированные прасилы хаоса: | Восьмизначность — символико-космологическое понятие из школ проповедников древнеегипетского города Хемену <ref>совр. араб. Ешмунен</ref>, эллинистического города Гермополис <ref>Город восьми</ref>. В то время как другие религиозные центры на первый план ставили понятие девятизначности, здесь было умозрительно представлено в персонифицированной форме создание из первобытного хаоса женско-мужской дуалистической системы. Согласно гермопольскому учению, перед возникновением мира правили восемь богов — персонифицированные прасилы хаоса: | ||
− | *[[Нун]] и | + | *[[Нун]] и Наунет олицетворяющие первобытную воду в мужском и женском виде, |
− | * | + | *Хух и Хаухет (Хауит) — бесконечное (вечное) пространство, |
− | * | + | *Кут и Каукет — тьму, |
− | *[[Амон]] и | + | *[[Амон]] и Амаунет (Амауит) — мир невидимый, таинственное (пустоту). |
Относясь к возникновению мира, они получили хтонический облик: божества мужского рода в виде лягушек, женского рода — змей. (Либо породила живых существ в образе лягушек и змей, которые жили в доисторическом иле). Иногда они изображаются в виде обезьян, приветствующих восходящее солнце (здесь — символ сотворения мира). | Относясь к возникновению мира, они получили хтонический облик: божества мужского рода в виде лягушек, женского рода — змей. (Либо породила живых существ в образе лягушек и змей, которые жили в доисторическом иле). Иногда они изображаются в виде обезьян, приветствующих восходящее солнце (здесь — символ сотворения мира). | ||
Версия 16:28, 27 января 2021
Смотри также: Амон
Восьмизначность — символико-космологическое понятие из школ проповедников древнеегипетского города Хемену [1], эллинистического города Гермополис [2]. В то время как другие религиозные центры на первый план ставили понятие девятизначности, здесь было умозрительно представлено в персонифицированной форме создание из первобытного хаоса женско-мужской дуалистической системы. Согласно гермопольскому учению, перед возникновением мира правили восемь богов — персонифицированные прасилы хаоса:
- Нун и Наунет олицетворяющие первобытную воду в мужском и женском виде,
- Хух и Хаухет (Хауит) — бесконечное (вечное) пространство,
- Кут и Каукет — тьму,
- Амон и Амаунет (Амауит) — мир невидимый, таинственное (пустоту).
Относясь к возникновению мира, они получили хтонический облик: божества мужского рода в виде лягушек, женского рода — змей. (Либо породила живых существ в образе лягушек и змей, которые жили в доисторическом иле). Иногда они изображаются в виде обезьян, приветствующих восходящее солнце (здесь — символ сотворения мира).
Амон в качестве прабога получил также облик змеи и имя Кематеф (греч. — Кнеф).
Культовое место огдоады — маленький храм Мединет Хабу на запад от Фив. Из него возвысился первый холм, на котором Бог Солнца создал первые цветы лотоса.
Иллюстрации
Хух и Хаухет, Амон и Амаунет. Остальные пары богов Великой Восьмерки изображались аналогично.
МНМ
В египетской мифологии восемь изначальных богов города Гермополя (егип. Хемену, букв. «восемь»). В О. входили четыре пары космических божеств, из которых возник мир. Боги изображались с головами лягушек, а богини — с головами змей. Их имена известны из «Текстов саркофагов»: Нун и Наунет (водная стихия), Ху и Хаухет (бесконечность в пространстве), Кук и Каукет (мрак), Амон и Амаунет (сокрытое). Последняя пара, по-видимому, заменила богов Ниау и Ниаут (отрицание, ничто) и была внесена в О. фиванскими жрецами. С превращением в период Нового царства Амона в главного бога Египта был создан миф о возникновении О. во главе с Амоном в Фивах. В птолемеевскую эпоху возник миф о путешествии Амона с целью утверждения О. из Фив вниз по Нилу и его возвращении (вместе с О.) в Фивы.
Р. И. Рубинштейн
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Огдоада, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5705 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 239 Словарь)]
Черновые материалы
Восьмизначность как символико-космологическое понятие играла большую роль в космологических представлениях жречества Гермополиса. символико-космологическое понятие из школ проповедников древнеегипетского города Хемену (ныне по-арабски - Ешмунен), эллинистического города Гермополис (Города восьми). В то время как другие религиозные центры на первый план ставили понятие девятизначности, здесь было умозрительно представлено в персонифицированной форме создание из первобытного хаоса женско-мужской дуалистической системы: Нун и Наунет были первобытной водой в мужском и женском виде, Хух и Хауит олицетворяли бесконечное пространство, Кут и Каукет - тьму, Амон и Амауит - таинственное (пустоту). Эта восьмизначность произвела живых существ в образе лягушек и змей, которые жили в доисторическом иле. Из него возвысился первый холм, на котором Бог Солнца создал первые цветы лотоса. О значении этой "гермополитанской космологии" говорит тот факт, что один из ее образов, Амон, стал египетским богом в Фивах.
ученики Тота, Повелителя числа восемь, считали, что оно создало четыре пары космических божеств, огдоаду, сотворившую, в свою очередь. Мировое Яйцо, из которого вышел бог Ра — устроитель Вселенной (первичный бог, создавший восемь других божеств, установивших единство Космоса). Действительно, Тот является покровителем писцов, богом мудрости, праотцом письменности, летосчисления и календаря египтян, т.е. порядка и организованности.