Шурале: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 31: Строка 31:
 
:[[Леший]]
 
:[[Леший]]
 
----
 
----
:[[Чур]]
+
:Чур
 
:[[Албасты]]
 
:[[Албасты]]
 
:[[Пиры]]
 
:[[Пиры]]

Версия 20:17, 27 января 2021

В мифологии

казанских татар — шурале́; шюрали; урма́н иясе́
и башкир — шурали, ярымтык
< предп. древнее название божества, близкого образу духа почитаемого предка щур (чур) в славянской мифологии

Дух леса, леший.

У татар представляется в образе волосатого мужчины с рогом на лбу или голой женщины с длинными грудями, закинутыми, как и у албасты, за плечи назад (в обоих обликах имеет очень длинные руки с длинными пальцами, нередко — только тремя); у башкир — часто также человекоподобным существом с одним глазом во лбу, на одной ноге, иногда — бревном. Шурале занимается охотой, любит ездить на лошадях, имеет жён и детей. Ряд башкирских преданий говорит о происхождении отдельных родов (в частности, группы «шайтан-кудей») от брака человека с женой или дочерью шурале. В одном лесу могут жить несколько шурале. Шурале сбивает людей с пути, заманивает в чащу, может защекотать до смерти. Боится воды: считалось, чтобы спастись от него, надо перескочить через ручей. Шурале можно поймать, уговорив засунуть палец в расщеплённое дерево, а затем выдернув клин.

У татар-мишарей шурале — разновидность злых духов-пиров.

В мифологиях других тюркоязычных народов Шурале соответствуют:

  • арсури — у чувашей,
  • пицен — у западносибирских татар.

Термин «шурале» в различных вариантах распространён среди народов Урало-Поволжья.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология
Леший

Чур
Албасты
Пиры
Арсури
Пицен

Рога
Грудь

Литература

  • Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME