Батрадз: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 16: | Строка 16: | ||
---- | ---- | ||
:[[Хамыц]] | :[[Хамыц]] | ||
− | : | + | :Спина |
− | : | + | :Сатана |
:[[Донбеттыр]] | :[[Донбеттыр]] | ||
:[[Курдалагон]] | :[[Курдалагон]] | ||
:[[Уацилла]] | :[[Уацилла]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Батраз |
:[[Цвицв]] | :[[Цвицв]] | ||
− | : | + | :Хамчий Патараз |
|} | |} | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== |
Версия 11:40, 28 января 2021
Герой осетинского нартского эпоса, сын Хамыца, родился из его спины, выскочив оттуда раскалённый, как огонь. Сатана закидывает Батрадза в море, и первые годы детства он проводит в доме владыки водного царства Донбеттыра, затем поселяется среди нартов. Сатана заменяет ему мать. Чтобы стать непобедимым, Батрадз закаляет себя в горниле небесного кузнеца Курдалагона. Живя большей частью на небе, Батрадз по зову нартов молнией спускается на землю и совершает подвиги. Как бог грозы Батрадз борется с христианскими божествами, в том числе с Уациллой. В образе Батрадза наиболее ярко отражена борьба христианской религии с языческой и торжество первой. Гибель Батрадза, как и всех нартов, в этой борьбе означает поражение языческих воззрений, происшедшее у аланов в VI—XI вв. Имя Батрадза — монгольского происхождения, однако в посвящённом ему цикле, формировавшегося в течение многих веков, отражены, наряду с некоторыми монгольскими чертами, отголоски скифских мифологических воззрений, известных по описанию Геродота. Батрадзу близки адыгский Батраз, абхазский Цвицв, чечено-ингушский Хамчий Патараз. |
См. также:
|
Литература
- Калоев Б. А. Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии