Левый и правый: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
Строка 51: Строка 51:
 
Одно из главных мифологических противопоставлений в древних мифологиях (особенно в дуалистических мифах и близнечных мифах). Для большинства мифологий характерно использование признака "левый" в значении отрицательного (ср. многие славянские поверья, отражённые и в русских приметах типа "плюнь через левое плечо"), связанного с неправотой (и загробным наказанием), "правый" - в значении положительного. Различие левого и правого, известное уже в древнеегипетских священных текстах, продолжается вплоть до библейской традиции и её отражений в новое время. Вместе с тем в большинстве культурных традиций, начиная с верхнего палеолита, левая рука выступает в качестве женского символа. Обрядовое соотнесение мужчины с правой стороной, а женщины - с левой подтверждается археологическими данными. Женщина-богиня (напр., Исида) связывалась с культом левой руки. В Индии в упанишадах с правым глазом соотносился бог Индра, с левым - его супруга. Жилище уже в древности делилось на левую - женскую (ср. зулусский титул первой жены "дом левой руки") и правую - мужскую части. В трансформированном виде то же деление отражено в литовской сказке (семи мальчикам в возрасте от семи до четырнадцати лет, проходящим посвящение в лесном доме, запрещено смотреть в правую дверь). На Шри-Ланке при магическом разрезании лимонов как ритуальных символов отделяются правая (мужская, чистая) и левая (женская, нечистая) стороны.
 
Одно из главных мифологических противопоставлений в древних мифологиях (особенно в дуалистических мифах и близнечных мифах). Для большинства мифологий характерно использование признака "левый" в значении отрицательного (ср. многие славянские поверья, отражённые и в русских приметах типа "плюнь через левое плечо"), связанного с неправотой (и загробным наказанием), "правый" - в значении положительного. Различие левого и правого, известное уже в древнеегипетских священных текстах, продолжается вплоть до библейской традиции и её отражений в новое время. Вместе с тем в большинстве культурных традиций, начиная с верхнего палеолита, левая рука выступает в качестве женского символа. Обрядовое соотнесение мужчины с правой стороной, а женщины - с левой подтверждается археологическими данными. Женщина-богиня (напр., Исида) связывалась с культом левой руки. В Индии в упанишадах с правым глазом соотносился бог Индра, с левым - его супруга. Жилище уже в древности делилось на левую - женскую (ср. зулусский титул первой жены "дом левой руки") и правую - мужскую части. В трансформированном виде то же деление отражено в литовской сказке (семи мальчикам в возрасте от семи до четырнадцати лет, проходящим посвящение в лесном доме, запрещено смотреть в правую дверь). На Шри-Ланке при магическом разрезании лимонов как ритуальных символов отделяются правая (мужская, чистая) и левая (женская, нечистая) стороны.
  
Для многих мифологических и ритуальных систем характерна инверсия (переворачивание) отношений между левым и правым, благодаря чему "левое" становится признаком главного мифологического существа. В мифологии североамериканского индейского племени зуньи два Возлюбленных близнеца - благодетели человечества различаются как левый, умудрённый и умеренный, и правый, импульсивный, склонный к действию. В мифологии индейского племени керес левая сторона оказывается главной. У африканского племени меру священной считается левая рука шамана (мугве), которая должна оставаться невидимой. Ряд героев в австралийской мифологии, а также [[Училоби-Уицилопочтли]] в ацтекской и др. часто отличаются леворукостью. В северо-восточной Африке обнаружен целый культурный ареал, где положительное значение придаётся левой, а не правой руке. Запреты использовать левую руку для обычных действий, связанные с направленным воспитанием праворукости во всех обществах (в частности, обязательное предписание держать оружие в правой руке), могли иметь своим следствием выделение левой руки как священной. Вместе с тем мифологический мир нередко представляется как зеркальный по отношению к обычному; поэтому леворукость мифологических героев подчёркивает их необычность и служит символом иного мира. В символике наскальной живописи знак левой руки статистически преобладает над правым. В Большой галерее верхнепалеолитических пещер Ласко (Франция) головы животных в левой группе окрашены в красный цвет, а в правой группе - в чёрный (тем самым уже проявляется связь между противопоставлениями левый - правый, чёрный - красный, характерная и для позднейшей символики шаманских изображений, например в искусстве сибирских народов, где слева изображается нижний, справа - верхний мир). В Европе в средние века во время мистерий слева изображался ад, справа - рай. Различие левой и правой руки, имеющее несомненную биологическую основу и существенное для практической деятельности каждого человека, а также связанное с ним различение "левых" (чаще всего неблагоприятных или необычных) и "правых" явлений воспроизводится как в мифологических системах, так и позднее - вплоть до средневековой алхимии и медицины и их продолжений в новое время.
+
Для многих мифологических и ритуальных систем характерна инверсия (переворачивание) отношений между левым и правым, благодаря чему "левое" становится признаком главного мифологического существа. В мифологии североамериканского индейского племени зуньи два Возлюбленных близнеца - благодетели человечества различаются как левый, умудрённый и умеренный, и правый, импульсивный, склонный к действию. В мифологии индейского племени керес левая сторона оказывается главной. У африканского племени меру священной считается левая рука шамана (мугве), которая должна оставаться невидимой. Ряд героев в австралийской мифологии, а также [[Уицилопочтли|Училоби-Уицилопочтли]] в ацтекской и др. часто отличаются леворукостью. В северо-восточной Африке обнаружен целый культурный ареал, где положительное значение придаётся левой, а не правой руке. Запреты использовать левую руку для обычных действий, связанные с направленным воспитанием праворукости во всех обществах (в частности, обязательное предписание держать оружие в правой руке), могли иметь своим следствием выделение левой руки как священной. Вместе с тем мифологический мир нередко представляется как зеркальный по отношению к обычному; поэтому леворукость мифологических героев подчёркивает их необычность и служит символом иного мира. В символике наскальной живописи знак левой руки статистически преобладает над правым. В Большой галерее верхнепалеолитических пещер Ласко (Франция) головы животных в левой группе окрашены в красный цвет, а в правой группе - в чёрный (тем самым уже проявляется связь между противопоставлениями левый - правый, чёрный - красный, характерная и для позднейшей символики шаманских изображений, например в искусстве сибирских народов, где слева изображается нижний, справа - верхний мир). В Европе в средние века во время мистерий слева изображался ад, справа - рай. Различие левой и правой руки, имеющее несомненную биологическую основу и существенное для практической деятельности каждого человека, а также связанное с ним различение "левых" (чаще всего неблагоприятных или необычных) и "правых" явлений воспроизводится как в мифологических системах, так и позднее - вплоть до средневековой алхимии и медицины и их продолжений в новое время.
  
 
Лит.: Иванов В. В., Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии, в сб.: Ранние формы искусства, М., 1972; Вeidelman T. O., Right and left hand among the Kaguru: a note on symbolic classification, "Africa", 1961, v. 31, No 3; Beck Brenda E. F., Peasant society in Konku: a study of right and left subcastes in South India, Vancouver, [1972]; Сuillandre J., La droite et la gauche dans les poиms homйriques.... P., 1943; Gernet J., L'вge du fer en Chine, "L'homme", 1961, t. 1, No 1; Granet M., La droite et la gauche en Chine, в его кн.: Йtudes sociologiques sur la Chine, P., 1953; Hertz R., La prййminence de la Main droite, в его кн.: Melanges de sociologie religieuse et folklore, P., 1928; Hоcart A. M., Kings and councillors, [2 ed.], Chi., [1970]; Lйvкque P., Vidal-Naquet P., Йpaminondas pythagoricien ou le problиme tactique de la droite et de la gauche, "Historia", 1960, Bd 9, H. 3; Lloyd G. E. R., Right and left in Greek philosophy, "Journal of Hellenic Studies", 1962, v. 82; Morenz S., Rechts und links im Totengericht, "Zeitschrift fьr дgyptische Sprache und Altertumskunde", 1958, Bd 82, H. 2; Needham R., The left hand of Mugwe: an analytical note on the structure of Meru symbolism, "Africa", 1960, v. 30 , No 1; Negelein J. von, Die Begriffe "rechts" und "links" in der indischen Mantik, "Zeitschrift fьr Indologie und Iranistik", 1928, Bd 6, H. 1; Right and left. Essays on dual symbolic classification, Chi., 1973; Sethe K., Die дgyptischen Ausdrьcke fьr rechts und links und die Hieroglyphenzeichen fьr Westen und Osten, в сб.: Nachrichten von der Kцniglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Gцttingen, B., 1922; Wieschhoff H., Concept of right and left in African cultures, "Journal of the American Oriental Society", 1938, v. 58, No 1; Zimmermann F., Gйomйtrie sociale traditionnelle. Castes de main droite et castes de main gauche en Inde de Sud, "Annales. Economies, Sociйtйs. Civilisations", 1974, annee 29, No 6.
 
Лит.: Иванов В. В., Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии, в сб.: Ранние формы искусства, М., 1972; Вeidelman T. O., Right and left hand among the Kaguru: a note on symbolic classification, "Africa", 1961, v. 31, No 3; Beck Brenda E. F., Peasant society in Konku: a study of right and left subcastes in South India, Vancouver, [1972]; Сuillandre J., La droite et la gauche dans les poиms homйriques.... P., 1943; Gernet J., L'вge du fer en Chine, "L'homme", 1961, t. 1, No 1; Granet M., La droite et la gauche en Chine, в его кн.: Йtudes sociologiques sur la Chine, P., 1953; Hertz R., La prййminence de la Main droite, в его кн.: Melanges de sociologie religieuse et folklore, P., 1928; Hоcart A. M., Kings and councillors, [2 ed.], Chi., [1970]; Lйvкque P., Vidal-Naquet P., Йpaminondas pythagoricien ou le problиme tactique de la droite et de la gauche, "Historia", 1960, Bd 9, H. 3; Lloyd G. E. R., Right and left in Greek philosophy, "Journal of Hellenic Studies", 1962, v. 82; Morenz S., Rechts und links im Totengericht, "Zeitschrift fьr дgyptische Sprache und Altertumskunde", 1958, Bd 82, H. 2; Needham R., The left hand of Mugwe: an analytical note on the structure of Meru symbolism, "Africa", 1960, v. 30 , No 1; Negelein J. von, Die Begriffe "rechts" und "links" in der indischen Mantik, "Zeitschrift fьr Indologie und Iranistik", 1928, Bd 6, H. 1; Right and left. Essays on dual symbolic classification, Chi., 1973; Sethe K., Die дgyptischen Ausdrьcke fьr rechts und links und die Hieroglyphenzeichen fьr Westen und Osten, в сб.: Nachrichten von der Kцniglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Gцttingen, B., 1922; Wieschhoff H., Concept of right and left in African cultures, "Journal of the American Oriental Society", 1938, v. 58, No 1; Zimmermann F., Gйomйtrie sociale traditionnelle. Castes de main droite et castes de main gauche en Inde de Sud, "Annales. Economies, Sociйtйs. Civilisations", 1974, annee 29, No 6.

Текущая версия на 15:14, 28 января 2021

Обычно считалась зловещей, темной, незаконной, лунной, обращенной внутрь стороной и олицетворяла прошлое. В христианстве в день Страшного Суда овцы будут по правую сторону, а козлищи - по левую. В сценах, посвященных распятию Христа, добрый преступник изображался справа, а худой преступник - слева от Христа. Дева Мария изображается справа, святой Иоанн слева; церковь справа, а синагога слева. В Китае все наоборот: левая сторона считалась почетной, инь как более слабая; тогда как правая сторона, ян, более сильная, стремящаяся к насилию и саморазрушению. В периоды войны, насилия и разрушения положения сторон менялось.

Дуалистическая система, обычно (но не всегда) с предпочтением правой стороны, рассматриваемой как позитивная. За некоторыми исключениями, правое ассоциируется со старшинством, приоритетом, активностью и солнечным, мужским началом, также начало, будущее, направленность вовне: левое — с второстепенной позицией, слабостью, пассивностью и лунным, женским началом.

Возможно, по той сомнительной причине, что большинство людей — правши.

Человек, уже давно был по преимуществу правшой, что следует и из негативных силуэтов руки в гротах (культовых) ледникового времени. Поэтому правая сторона чаще воспринимается лучшей и приносящей счастье. Возможно, имеет значение, что левая рука, держа щит, оставалась пассивной, а правая манипулировала оружием.

Правая рука связана с повседневной деятельностью, левая — с магией.

Африка

Африканские маги осуществляют сакральные действия правой рукой, а готовят яд — левой.

Магия

В Западной Европе "путь правой руки" рассматривается как белая, а "левою " — как черная магия.

Христианство

В христианстве и западной культуре правое — почетное место, которому отводят большую, чем левому символическую роль. Место справа от хозяина дома во время трапезы является почетным.

На Страшном Суде воскресший Христос "сидит одесную Бога" (по правую руку); оправданным уготовано место справа (овцы), осужденным — слева (козлищи).

В сцене Распятия справа — добрый разбойник, слева — злой; справа — Богородица и члены Церкви вместе с Иоанном, а слева — синагога.

Английское sinister (дурной, зловещий, несчастный) аналог латинского обозначения левой руки, несчастья.

Левое часто клеймилось как сторона темная, связанная с черной магией, что отражено в студенческой примете брать билет левой рукой.

Иудаизм

В традициях каббалы двойственность рук Бога, которые не могут иметь негативного аспекта, выражается тем, что правая (благословляющая рука) символизировала милосердие, а левая (царская рука) — справедливость.

Индуизм и буддизм

В индуизме и буддизме предмет поклонения обходят слева, так что он остается справа от обходящего.

Китай

Учение о гармоническом единстве (взаимодополняемости) противоположных начал (инь и ян) дает менее четкое разделение по символической значимости правого и левого. В доме хозяин сидит слева, супруга — справа, но ночью места меняются. Правая сторона — ян, мужское начало, сила, однако почетное место — с левой, иньской, стороны, поскольку сила склонна к насилию, а тем самым и к разрушению и расчленению; только в военное время почетной стороной становится правая. Групповые изображения богов показывают мужские божества справа, женские — слева, в то время как тибетская иконография требует обратного порядка.

Япония

В Японии при необходимости выбирать предпочтение обычно отдается левому: которое ассоциируется с честью, благородством, мудростью и с мужским, небесным, солнечным началом. Правое же ограничено в своих значениях лунным и женским началом. Попытки как-то объяснить такой символизм (например, в связи с ходом солнца и луны) не были удачными. Вероятно, что отношение правое — левое основано просто на традиции.

Политка

Современные значения правого и левого в названиях политических партий (правые — консервативные, левые — прогрессивные) восходят к 1789 г., когда в первой Национальной Ассамблее Франции реформаторы сидели слева, а реакционеры справа. Откуда появилось это деление – неясно, вероятно (но это одна из версий), представители аристократии из партии "тори" первоначально занимали в парламенте "лучшую" (правую) сторону.

МНМ

Одно из главных мифологических противопоставлений в древних мифологиях (особенно в дуалистических мифах и близнечных мифах). Для большинства мифологий характерно использование признака "левый" в значении отрицательного (ср. многие славянские поверья, отражённые и в русских приметах типа "плюнь через левое плечо"), связанного с неправотой (и загробным наказанием), "правый" - в значении положительного. Различие левого и правого, известное уже в древнеегипетских священных текстах, продолжается вплоть до библейской традиции и её отражений в новое время. Вместе с тем в большинстве культурных традиций, начиная с верхнего палеолита, левая рука выступает в качестве женского символа. Обрядовое соотнесение мужчины с правой стороной, а женщины - с левой подтверждается археологическими данными. Женщина-богиня (напр., Исида) связывалась с культом левой руки. В Индии в упанишадах с правым глазом соотносился бог Индра, с левым - его супруга. Жилище уже в древности делилось на левую - женскую (ср. зулусский титул первой жены "дом левой руки") и правую - мужскую части. В трансформированном виде то же деление отражено в литовской сказке (семи мальчикам в возрасте от семи до четырнадцати лет, проходящим посвящение в лесном доме, запрещено смотреть в правую дверь). На Шри-Ланке при магическом разрезании лимонов как ритуальных символов отделяются правая (мужская, чистая) и левая (женская, нечистая) стороны.

Для многих мифологических и ритуальных систем характерна инверсия (переворачивание) отношений между левым и правым, благодаря чему "левое" становится признаком главного мифологического существа. В мифологии североамериканского индейского племени зуньи два Возлюбленных близнеца - благодетели человечества различаются как левый, умудрённый и умеренный, и правый, импульсивный, склонный к действию. В мифологии индейского племени керес левая сторона оказывается главной. У африканского племени меру священной считается левая рука шамана (мугве), которая должна оставаться невидимой. Ряд героев в австралийской мифологии, а также Училоби-Уицилопочтли в ацтекской и др. часто отличаются леворукостью. В северо-восточной Африке обнаружен целый культурный ареал, где положительное значение придаётся левой, а не правой руке. Запреты использовать левую руку для обычных действий, связанные с направленным воспитанием праворукости во всех обществах (в частности, обязательное предписание держать оружие в правой руке), могли иметь своим следствием выделение левой руки как священной. Вместе с тем мифологический мир нередко представляется как зеркальный по отношению к обычному; поэтому леворукость мифологических героев подчёркивает их необычность и служит символом иного мира. В символике наскальной живописи знак левой руки статистически преобладает над правым. В Большой галерее верхнепалеолитических пещер Ласко (Франция) головы животных в левой группе окрашены в красный цвет, а в правой группе - в чёрный (тем самым уже проявляется связь между противопоставлениями левый - правый, чёрный - красный, характерная и для позднейшей символики шаманских изображений, например в искусстве сибирских народов, где слева изображается нижний, справа - верхний мир). В Европе в средние века во время мистерий слева изображался ад, справа - рай. Различие левой и правой руки, имеющее несомненную биологическую основу и существенное для практической деятельности каждого человека, а также связанное с ним различение "левых" (чаще всего неблагоприятных или необычных) и "правых" явлений воспроизводится как в мифологических системах, так и позднее - вплоть до средневековой алхимии и медицины и их продолжений в новое время.

Лит.: Иванов В. В., Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии, в сб.: Ранние формы искусства, М., 1972; Вeidelman T. O., Right and left hand among the Kaguru: a note on symbolic classification, "Africa", 1961, v. 31, No 3; Beck Brenda E. F., Peasant society in Konku: a study of right and left subcastes in South India, Vancouver, [1972]; Сuillandre J., La droite et la gauche dans les poиms homйriques.... P., 1943; Gernet J., L'вge du fer en Chine, "L'homme", 1961, t. 1, No 1; Granet M., La droite et la gauche en Chine, в его кн.: Йtudes sociologiques sur la Chine, P., 1953; Hertz R., La prййminence de la Main droite, в его кн.: Melanges de sociologie religieuse et folklore, P., 1928; Hоcart A. M., Kings and councillors, [2 ed.], Chi., [1970]; Lйvкque P., Vidal-Naquet P., Йpaminondas pythagoricien ou le problиme tactique de la droite et de la gauche, "Historia", 1960, Bd 9, H. 3; Lloyd G. E. R., Right and left in Greek philosophy, "Journal of Hellenic Studies", 1962, v. 82; Morenz S., Rechts und links im Totengericht, "Zeitschrift fьr дgyptische Sprache und Altertumskunde", 1958, Bd 82, H. 2; Needham R., The left hand of Mugwe: an analytical note on the structure of Meru symbolism, "Africa", 1960, v. 30 , No 1; Negelein J. von, Die Begriffe "rechts" und "links" in der indischen Mantik, "Zeitschrift fьr Indologie und Iranistik", 1928, Bd 6, H. 1; Right and left. Essays on dual symbolic classification, Chi., 1973; Sethe K., Die дgyptischen Ausdrьcke fьr rechts und links und die Hieroglyphenzeichen fьr Westen und Osten, в сб.: Nachrichten von der Kцniglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Gцttingen, B., 1922; Wieschhoff H., Concept of right and left in African cultures, "Journal of the American Oriental Society", 1938, v. 58, No 1; Zimmermann F., Gйomйtrie sociale traditionnelle. Castes de main droite et castes de main gauche en Inde de Sud, "Annales. Economies, Sociйtйs. Civilisations", 1974, annee 29, No 6.

В. В. Иванов [Мифы народов мира. Энциклопедия: Левый и правый, С. 5 и далее.Мифы народов мира, С. 4377 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 45 Словарь)]