Даниил: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 9: | Строка 9: | ||
==<small>Искусство </small>== | ==<small>Искусство </small>== | ||
Основные сюжеты, связанные с Даниилом: | Основные сюжеты, связанные с Даниилом: | ||
− | * | + | *Трое отроков в огненной печи. |
− | * | + | *Даниил во рву со львами. |
*[[Пир Валтасара]]. | *[[Пир Валтасара]]. | ||
*[[Сусанна и старцы]]. | *[[Сусанна и старцы]]. |
Версия 21:07, 28 января 2021
Смотри также: Пророки / Моисей / Справедливость / Апокалипсис
Один из четырех великих пророков. Поднялся до положения влиятельного лица при вавилонском дворе благодаря искусству толковать сны (Как Иосиф в Египте ). Олицетворение Справедливости.
Книга Даниила – частичной легендарная история, частично апокрифическое пророчество. Писание датируется II в. до н.э., и рассматривается как средство укрепить иудеев примерами из прошлого в период, когда они терпели злостное притеснение. К Даниилу, который предсказывалось избавление Израиля от притеснителей посредством неожиданного действия божественной воли, восходит традиция апокалипсической литературы.
От других пророков отличается по словам начертанных в его книге или свитке:
- «Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (43:2).
Искусство
Основные сюжеты, связанные с Даниилом:
- Трое отроков в огненной печи.
- Даниил во рву со львами.
- Пир Валтасара.
- Сусанна и старцы.
Эмблематика
В качестве аллегории Справедливости эта тема часто изображается в паре с Судом Соломона и Даниила.
Черновые материалы
Халдейские и ассирийские Высшие Жрецы назывались наргалами, будучи главами Магов (Раб-Маг), причем эту должность одно время занимал пророк Даниил.
Архангел Гавриил был послан к Даниилу, дабы известить его о возвращении евреев из плена. Он же - архангел, истолковавший сон пророка Даниила.
Четвертое всемирное царство, о котором говорил Даниил, вследствие кровавых преследований Нерона, христиане усматривали в Римской империи.
Даниил предсказал, что царь Навуходоносор будет отлучен от человеческого общества, будет жить с дикими зверями и кормиться травою, как вол (Дан., 4:29).
Книга пророка Даниила датируется II веком до н. э., и его целью было укрепить иудеев примерами из прошлого.
Ad vocem
«Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем…»
«15 Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня».
«Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем».
МНМ
- (евр.) Daniyye'l, Dani'el - "судья бог", "бог мой судья"
Легендарный еврейский праведник и пророк-мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя ("Книга пророка Даниила"). Он называется в числе иудейских отроков знатного происхождения, здоровых, "красивых видом и понятливых для всякой науки", доставленных в Вавилон по повелению царя Навуходоносора после занятия им Иерусалима и оставленных при дворе; сообразно с вавилонским обычаем, ему дано новое имя - Валтасар (Дан. 1, 1-7). Чтобы не нарушать иудейские предписания питания, Д. вместе с другими евр. отроками (Ананией, Мисаилом и Азарией) воздерживается от царских яств, ест только овощи и пьёт только воду, тем не менее чудесным образом лица их оказываются красивее, а тела полнее. Яхве дарует четырём отрокам знание и "разумение всякой книги и мудрости", а Д. ещё и разумение "всяких видений и снов" (1, 8-19). Т. о., мудрость Д. трактуется как божья награда за набожность. Оба эти качества служат предпосылкой дальнейшим эпизодам легендарной биографии.
Навуходоносор созывает своих мудрецов, чтобы те сказали, что ему снилось, и растолковали значение сна. Мудрецы не могут ответить и обречены на смертную казнь. Но Д. (который тоже причислен к мудрецам) Яхве помогает открыть сновидение: царь видел огромного страшного истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, чревом и бёдрами из меди, голенями из железа, ногами из железа и глины; оторвавшийся от горы камень ударил истукана, разбил его ноги, после чего раздробилось и было унесено ветром и всё остальное (отсюда выражение "колосс на глиняных ногах"). Д. толкует сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых не разрушится вовеки (ср. мотив нисходящей последовательности "металлических царств" у Гесиода, 8-7 вв. до н.э.). Потрясённый царь преклоняется перед Д., признаёт его бога "богом богов" и ставит Д. "над всею областью вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими" (2, 48).
Эта житийная легенда варьируется в рассказе о другом царском сновидении: среди земли дерево до неба, которое будет срублено по воле всевышнего, но так, что его главный корень останется в земле. Д. толкует царю и этот сон: дерево - сам царь, который будет отлучён от людей, станет жить с зверями, питаться травой, как вол, доколе не познает, что "всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет"; пророчество сбывается (4, 1-25; 5, 21). Здесь налицо мотивы вещего, неотвратимого сна и превращения царя в дикого зверя в наказание (за гордыню), широко распространённые в народной словесности. Исследователи склонны видеть в этом рассказе также отражение исторического факта отлучения царя Набонида (сына Навуходоносора) по болезни; это подкрепляется и кумранским текстом.
В эпизоде трёх отроков в печи (Дан. 3) сам Д. не участвует, но рассказ варьируется в главе 6, где он снова герой приключения. Д. возвышен царём Дарием. Завистливые сатрапы испрашивают царский указ, повелевающий всякого, кто будет просить о чём-нибудь какого-либо бога или человека, кроме царя, бросить в ров со львами, и Д., продолжавший, несмотря на указ, молиться своему богу, брошен в этот ров. Опечаленный Дарий, подойдя на следующее утро ко рву, взывает жалобным голосом: "бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?" и неожиданно получает ответ: "бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам". Обрадованный Дарий велит освободить невредимого Д. Этот текст - одно из ранних свидетельств излюбленного впоследствии житийного мотива о предании праведника на съедение свирепому льву и ласковом отношении зверя к невинному человеку.
В эпизоде валтасарова пира (см. Валтасар) Д. единственный из всех мудрецов прочитывает и толкует таинственную надпись, появившуюся на стене (Дан. 5).
К каноническим текстам о приключениях Д. (носящим фольклорно-сказочный характер) примыкает ряд апокрифических добавлений к "Книге Д.", содержащихся в греческих переводах Библии. Д. разоблачает обман вавилонских идолопоклонников - жрецов бога Бела, похищавших жертвы, которые приносились идолу - медному дракону: рассыпает пепел вокруг идола, а утром видны следы ног жрецов, уносивших жертвенных животных через тайный ход. Царь велит казнить жрецов и разрешает Д. разрушить храм Бела. Рассказ варьируется: вавилоняне поклоняются живому дракону как бессмертному богу. Д. даёт идолу лепёшку из жира, смолы и волос, после чего дракон подыхает. Царь выдаёт Д. возмущённой толпе, его бросают в ров с семью львами, которые, однако (как и в Дан. 6), щадят праведника. Чтобы Д. не умер с голода, пророк Хаваккук (Аввакум) с помощью ангела доставляет из Иудеи пищу к львиному рву.
Повествование о Сусанне даёт образ Д. как "праведного судьи". Сусанна, красивая и набожная жена Йойакина, ложно обвинена старейшинами, домогавшимися её любви, в измене мужу. Появляется мудрый юноша Д., который уличает старейшин в лжесвидетельстве, за клевету их казнят.
Другую часть "Книги Д.", отличную от "приключений", составляют его апокалиптические "видения" (Дан. 7-12), также насыщенные фантастическими образами:
- видение вышедших из моря четырёх больших зверей (крылатый лев с вырванными крыльями и сердцем человеческим, зверь, похожий на медведя, подобие барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами, зверь с железными зубами и десятью рогами - этот зверь убит, у других тоже отнята власть; ангел объясняет Д., что четыре зверя - это четыре царя, которые "восстанут из земли" (раннее апокалиптическое видение и толкование, приуроченное всемирно-историческим царствам - вавилонскому, персидскому, индийскому и греческому, символизированным гербовыми зверями); - рассказ о козле с рогом между глазами, поразившем овна (значение видения Д. поясняет Гавриил: овен с двумя рогами - цари индийский и персидский, козёл - царь Греции);
- прозрение Д. значения пророчества Иеремии (Иерем. 25, 11; 29, 10) о падении Иерусалима (первого иерусалимского храма, исторически - в нач. 6 в. до н.э.) и предстоящем затем 70-летнем изгнании евреев, причём разумению слов Иеремии Д. снова учит прилетевший "муж Гавриил": "семьдесят седьмин определены для народа твоего..." (Дан. 9, 24);
- откровение, полученное Д. от "блестящего мужа", который явился ему, чтобы возвестить, что будет с его народом в "последние времена": столкновение Персии с Грецией, борьба между "царём южным" и "царём северным"; будет осквернено святилище и прекратится ежедневная жертва и там будет поставлена "мерзость запустения" (т.е. идол), наступит "время тяжкое", но Михаил, заступник иудеев, спасёт тех из народа, "которые найдены будут записанными в анахронизм и бытовые несообразности относительно обстановки 6-5 вв. до н.э.; главы с апокалиптическими видениями отражают лучшую осведомлённость автора о более позднем историческом периоде - поражения персидской державы Дария III ("овна") от Александра Македонского ("козла с рогом") и вскоре наступившего распада его державы, а также знание подлинной ситуации при дворе Антиоха IV Эпифана ("возвысившийся рог", "царь коварный"), однако факт смерти царя (163 до н.э.) автору, очевидно, ещё неизвестен. Получается, что книга составлена не в 6 в., а во 2 в. до н.э. (точнее, в 167-163 до н.э.). Автор стремится яркими примерами мученичества внушить терпение перед лицом религиозных гонений Антиоха IV, а видениями крушения тщеславных царей и торжества набожных укрепить веру в будущее. Установление столь поздней даты составления второй части книги не исключает использования для её первой части повествовательных сюжетов (устных или письменных) более раннего происхождения, самостоятельных рассказов разного времени. Лишь впоследствии они были подчинены общему замыслу и приурочены древнему мудрецу по имени Д.: имя Д. как древнего праведника и мудреца встречается в библейской "Книге Иезекииля" (14, 14 и 20; 28, 3, - Д. упомянут наряду с Ноем и Иовом); после проведённых в 1929 раскопок в Рас-Шамре этот Д. был отождествлён учёными с героем найденного там фрагмента угаритской поэмы сер. 2-го тыс. до н.э. по имени Данэл (Данниилу). Много общего с "Книгой Д.", плохо укладывающейся в каноническую Библию, имеют кумранские памятники. "Книга Д." - самое раннее из известных нам иудаистических произведений в жанре апокалиптики, занявшей большое место в развитии иудаистической и особенно христианской эсхатологии (см. Эсхатологические мифы). Относительно числа авторов-составителей "Книги Д." мнения учёных расходятся (допускается до пяти редакторов).
Почти все эпизоды "Книги Д." изображались в иконописи, в других видах церковного и светского искусства Из изображения Д. в львином рву встречающегося уже в фресках катакомб и рельефах раннехристианских саркофагов, видно, что Д. среди львов стал эмблемой воскресения мёртвых. Этот сюжет распространён и в искусстве средневековья, когда он воспринимался как префигурация воскресения Христа (книжная миниатюра, пластика соборов в Арле, Вормсе, мудреца встречается в библейской "Книге Иезекииля" (14, 14 и 20; 28, 3, - Д. упомянут наряду с Ноем и Иовом); после проведённых в 1929 раскопок в Рас-Шамре этот Д. был отождествлён учёными с героем найденного там фрагмента угаритской поэмы сер. 2-го тыс. до н.э. по имени Данэл (Данниилу). Много общего с "Книгой Д.", плохо укладывающейся в каноническую Библию, имеют кумранские памятники. "Книга Д." - самое раннее из известных нам иудаистических произведений в жанре апокалиптики, занявшей большое место в развитии иудаистической и особенно христианской эсхатологии (см. Эсхатологические мифы). Относительно числа авторов-составителей "Книги Д." мнения учёных расходятся (допускается до пяти редакторов).
Почти все эпизоды "Книги Д." изображались в иконописи, в других видах церковного и светского искусства Из изображения Д. в львином рву встречающегося уже в фресках катакомб и рельефах раннехристианских саркофагов, видно, что Д. среди львов стал эмблемой воскресения мёртвых. Этот сюжет распространён и в искусстве средневековья, когда он воспринимался как префигурация воскресения Христа (книжная миниатюра, пластика соборов в Арле, Вормсе, Женеве, Фрейберге и др.), в живописи 16-17 вв. (Лука Лейденский, Я. Тинторетто, Я. Пальма Младший, Пьетро да Кортона, Сальвато ре Роза). Из других сюжетов, связанных с Д., наиболее часто ветречаются в искусстве (а также в литературе, особенно в драматургии 16-17 вв.) изображение истории Сусанны (обнажённая красавица у водоёма в сюжете "Сусанна и старцы" многих художников 16-17 вв.) и валтасарова пира (см. в ст. Валтасар). Бесчисленны лубочные картинки на сюжеты не только приключений, но и видений Д., стимулировавших в 20 в. появление "апокалиптических" картин. Во многих соборах Западной Европы сохранились статуи Д. среди пророков; Микеланджело изобразил его на одной из фресок в Сикстинской капелле Ватикана (см. рис.).
Лит.: Амусин И. Д.. Тексты Кумрана, в. 1, М., 1971; Ginsberg H. L., Studies in Daniel, N. Y., 1948; Eissfeldt O., Einleitung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tьbingen, 1964.
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Даниил, С. 9 и далее.Мифы народов мира, С. 2261 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 354 Словарь)]