Эрот: различия между версиями
(а) |
|||
Строка 23: | Строка 23: | ||
У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью (III 111-159). | У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью (III 111-159). | ||
− | Классика создаёт также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, даётся Платоном. У него Эрот - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность (Conv. 203 b-e). Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Э., которого почитали в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня (Paus. IX 27, 1); в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эрота, изображавшие его в виде прекрасного юноши (IX 27, 1 след.). Характерно, что для Павсания (2 в.) не возникает сомнения, что Эрот - самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии Эрота (напр., сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и др., Cic. De nat. deor. III 23, 59 след.). Символическо-аллегорическое изображение Эрот даётся Апулеем в "Метаморфозах" (см. в ст. Психея). Эроту соответствуют римские [[Амур]] и [[ | + | Классика создаёт также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, даётся Платоном. У него Эрот - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность (Conv. 203 b-e). Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Э., которого почитали в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня (Paus. IX 27, 1); в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эрота, изображавшие его в виде прекрасного юноши (IX 27, 1 след.). Характерно, что для Павсания (2 в.) не возникает сомнения, что Эрот - самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии Эрота (напр., сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и др., Cic. De nat. deor. III 23, 59 след.). Символическо-аллегорическое изображение Эрот даётся Апулеем в "Метаморфозах" (см. в ст. Психея). Эроту соответствуют римские [[Амур]] и [[Эрот]]. |
::::[А. А. Тахо-Годи [[MNME]] ] | ::::[А. А. Тахо-Годи [[MNME]] ] | ||
[[Категория:Греческая мифология]] | [[Категория:Греческая мифология]] |
Версия 22:00, 2 февраля 2021
Основные значения: |
Эрот на дельфине. III в. н. э.
См. также: |
-(греч. Эрот), - античное воплощение неожиданно появившейся любви в ее радостно-игривой форме. Он изображается преимущественно голым мальчиком с крыльями и луком и стрелами в руках, который стреляет в сердца не только людей, но и богов и побуждает их этим к любви. Амур, лат. - бог любви у древних римлян, соответствует греческому Эросу (Эроту). -- За красоту Психею повсюду чтили и обожествляли в такой мере, что ее называли второй Афродитой. Ревнивая Афродита велела своему сыну Эроту выпустить стрелу так, чтобы Психея стала самой безобразной среди людей. Но Эрот, напротив, был так очарован прелестью Психеи, что увел ее в свой дворец, где, невидимый, навещал ее по ночам. Сестры завидовали ей и утверждали, что невидимый бог - чудище, так что Психея решила заколоть его кинжллом. И тут перед ее глазами предстал самый прекрасный юноша, который, разъяренный, тут же покинул ее. Психея пережила еще множество страшных приключений, а Афродита насылала ей одну беду за другой. Выяснилось, однако, что любовь Эрота не увяла. Он вызволил Психею из всех бед и упросил Зевса взять на Олимп и сделать бессмертной. Согласно Э. Нойману ("Амур и Психея"), по приказу Афродиты Психею должны были отдать в жены самому безобразному из людей. Здесь мы видим один из древнейших мотивов обручения с мертвецом - для матриархальных культур любая свадьба в определенном смысле носит характер смерти, ведь один из основополагающих принципов женского - это идентификация матери и дочери, и под таким углом зрения свадьба видится кражей, насилием. Но над Психеей не совершается насилие - Эрот перенес ее в сказочный дворец, где она проводит приятнейшие ночи. Пойман истолковывает ее ложе как соблазнительную приманку, место, где она живет в темном раю сексуальности и безымянной радости. Ночные любовные утехи Психеи соответствуют принципу матриархата, запрещающему любовную связь с индивидуальным мужчиной. Он допускался только в качестве анонимной силы, представляя божество. Но Психея одновременно попадает под власть мужского, и за это, с точки зрения матриархата, возможно лишь одно наказание - убить и кастрировать. Это как раз то, чего требовали обе сестры Психеи, - с точки зрения глубинной психологии этой ситуации эти сестры не что иное, как теневые стороны души самой Психеи. Следующий конфликт: в самом теле возлюбленного она ненавидит зверя и любит своего мужчину. Этот конфликт Психея может разрешить только тогда, когда узнает своего любовного партнера. В этом знании она выходит из темноты бессознательного, разрывая свою связь с матриархальным, и идет навстречу с мужским. "Она отдается своей судьбе, как любящая, ведь она Психея, ведь ее сущность есть духовное, которому недостаточно бытия. И .тишь тогда, когда Психея узнаёт Эрота не только как анонимного обольстителя, но и видит его, вот в этот-то момент она понастоящему встречает его и тогда, именно в этот момент потери и отчуждения, она любит и познает Эрота осознанно". Афродита, как великая мать, добилась разлуки Психеи и Эрота, и, ярая соперница, .заставляет Психею решить четыре труднейших задачи Эти задачи истолковываются как стадии женской инициации: она должна покорить Эрота, даже развить, чтобы освободить архетипического возлюбленного и сьша великой богини-матери из трансперсональной сферы господства и перевести его в сферу индивидуальной любви. Первая задача заключалась в том, чтобы рассортировать тысячи перемешанных семян - мотив, который мы впоследствии встретим в сказке о Золушке. Нойман интерпретирует эту кучу семян как "ойроборическую смесь мужского" и как символ промискуитета, которому соответствовал матриархальный культ гетер. Психея решила эту задачу с помощью муравьев - символ мира инстинктов. Вторая задача заключалась в том, чтобы нащипать золотую шерсть с диких агрессивных овец. Овны с золотой шерстью представляли мужской солнечный элемент и мужскую агрессивность вообще. Психее удается решить эту задачу ночью, когда сила- солнца снимается мягкостью луны. В качестве третьей задачи Афродита заставляет Психею добыть воду из подземных рек Стикса и Кокита, обе - символы мужской жизненной энергетики; вечные изменения, способность зачать, рождение и смерть - должны быть собраны в одном сосуде. Зевс начинает восхищаться упорством в любви своей будущей невестки, он посылает ей орла, который и исполняет невозможное. При решении последней задачи Психея попадает в непосредственную конфронтацию с хтоническими силами матриархата, с Персефоной в подземном царстве. Мужское негативное, как мужской промискуитет, как смертоносное мужское и как непостижимое мужское, она уже преодолела. А вот в последнем случае она как будто терпит неудачу: ведь она берет от Персефоны мазь для самой себя и умирает. Но, как бы абсурдно это ни звучало, именно в этом ложном поведении .заключается ее победа - ведь она поступает как истинная женщина - крадет мазь, чтобы понравиться Эроту, который затем снова возвращает ее к жизни. Тем самым в процессе становления самосознания ей удалось преодолеть три компонента мужского архетипического поведения и сохранить свою женственность. Но претерпевает изменения и Эрот, он высвобождается из крепкой, прочной матриархальной связи мать - сын и вступает в новую связь как мужчина со своей женщиной. Результат, в котором мужское и женское встречаются сознательно, как это мы позднее находим в любовной рыцарской поэзии средневековья, по-видимому, должен был так понравиться богам и богиням, ориентированным на природные ритмы, что они это обожествили и дали Психее доступ на Олимп. Но в поступке богов можно усмотреть известную долю хитрости. Индивидуальная, то есть человеческая, любовь обнаруживает себя в сердце и дейтах Психеи как сила, которая не уступает Олимпу, представляя тем самым угрозу его архетипическому миру. Когда она была взята в космос, она сама стала архетипом, заняв подобающее место в пантеоне эротики и укротив тем самым ее революционный характер. Литература Erich Neumann: Amor und Psyche, Frinkfun 1926 R. Reitzenstein: Dus Mirchen von Amor und Psyche beiApuleius, Leipzig/Berlin 1912 A. Dyroff: Dis Mirchen von Amor und Psyche, Kuln 1941
Будучи сыном бога войны Марса (греч. Арес) и Венеры (греч. Афродита), он создавал столько путаницы, что мать вынуждена была часто запирать его или бить. В эллинистические времена его образ зачастую умножался и возникали целые группы амуров или эротов, которые были изображены в Помпеях в настенной росписи, а также на керамике. Они служили образцами фигурок детей барокко и рококо, которые были преобразованы в христианизированную форму ангелочков. -- В античных сказках об Амуре и Психее бог любви представлен в виде молодого красивого мужчины, который доставляет своей любимой сначала много забот, но в конце одаривает ее идеальным счастьем (в "Метаморфозах" Апулея из Мадавры, 2 в.). В средневековом собрании новелл "Геста Романорум" (ок. 1300) описывается бог любви по статусу с четырьмя крыльями; на первом можно было прочитать: "Первая любовь крепкая и большой силы. Ради любимого существа она терпеливо сносит всякую нужду и бедствия". На втором: "Настоящая любовь не ищет Вашего, а дает Свое". На третьем: "Настоящая любовь уменьшает страх и печаль, и она не боится их". Наконец, на четвертом: "Настоящая любовь таит в себе закон, который никогда не устаревает, а всегда остается молодым". -- [EMSY,64,144,193,296,314] Амур с пылающим сердцем в руке. символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту. [EMSI; табл.13-1, с.157] Амур, укрывающий своей рукой зажженный факел. символ предостережение от пренебреженния или выставления напоказ любви, которую зажгли в другом человеке. [EMSI; табл.13-3, с.157] Амур, изымающий сердце из терний. После боли приходит удовольствие. "Символ того, что мы должны формировать наши чувства и склонности характера таким образом, чтобы они могли полностью соответствовать тому, с чем мы хотели бы их соеденить." [EMSI; табл.13-5, с.157] Амур, ударяющий сердцем по наковальне. Символ усмирения страстей и согласования сердечных порывов с благими устремлениями. [EMSI; табл.13-7, с.158] Слепой Амур, ведомый собакой. Символ любви сопровождаемой верностью. [EMSI; табл.13-9, с.158] Амур, улетающий с одним из выбранных сердец. Символ достаточности одного правильного выбора. [EMSI; табл.13-11, с.158] Амур, удящий рыбу. Символ предостережения от беспокойства и трудностей от неосторожно проглоченной приманки любви. [EMSI; табл.13-14, с.159] Амур с завязанным ртом. Немота и тайна, но не слепота. символ интимность в любовных делах. [EMSI; табл.16-1, с.169] Два Амура, одаривающие друг друга сердцами. символ любви с истинным обменом сердец. [EMSI; табл.16-3, с.169] Амур, прививающий дерево. символ заботы и ухаживания, способствующих возникновению, росту, процветанию взаимной любви и принесению плодов. [EMSI; табл.16-5, с.170] Амур, плачущий у надгробья. Я оплакиваю ее смерть и свою жизнь. символ истинной любви. "У двух любящих одно сердце, "Они вместе живут и оба вместе умирают. [EMSI; табл.16-7, с.170] Амур, оставивший свое оружие, чтобы следовать сердцу. Я пренебрег всем ради тебя. символ символ безоговорочной жертвы ради любви. [EMSI; табл.16-11, с.170] Амур, льющий воду на пылающее сердце. Ему никогда его не потушить. символ негасимости истинной любви. [EMSI; табл.16-14, с.170] Амур с луком, но без стрел. Я заимствую стрелы у глаз прекрасной. [EMSI 21-12,с.193] Амур, держащий в руках три сердца. Возьми самое верное. символ того, что при выборе спутника жизни нам следует быть очень осмотрительным и не хвататься за первого попавшегося под руку, а сделать это только после неоднократных испытаний и приобретения определенного опыта. [EMSI 38-4,с.267] Амур, сидящий у основания колонны, на вершине которой расположено сердце. Я терпеливо жду. символ постоянства, который означает, что нет таких мучений и жертв, на которые бы не пошел верный возлюбленный, пока у него есть хотя бы малейшая надежда на обладание объектом своей любви. [EMSI 38-8,с.267] Амур, уносящий сердце прочь от чудовища с несколькими головами и заостренным хвостом, на котором видно жало. символ зависти и злословия. Вопреки зависти. Подлинная любовь, несмотря на коварство, зависть и хулу, всегда восторжествует н убережет своего любимого от всех напастей. [EMSI 38-10,с.267] Амур, улетающий с одним из выбранных сердец. Я желаю лишь одного. Если вы сделали правильный выбор, вполне достаточно одного сердца, и оно удовлетворит все ваши желания. [EMSI 38-12,с.268] Амур, ведущий битву с драконом. Подлинная любовь способна все превозмочь. Любовь не страшится опасностей. Она непобедима и даже труса превращает в храбреца [EMSI 38-14,с.268] Амур с луком за спиной, держащий в одной руке горящий факел, в другой - колчан. Здесь мои стрелы уже не нужны. символ говорит о том, что если пламя любви уже разожжено (горящий факел), стрелы уже не нужны. [EMSI 41-2,с.280] Амур, несущий штандарт на плечах. Я либо заслужу, либо умру. символ указывает на героическую, доблестную любовь. Ведь не всегда любовь порочна, Но часто подвигает ум на подвиг, На ратные дела зовет - Жестокого смягчает, А труса превращает в храбреца. [EMSI 41-6,с.281] Амур, приделывающий черепахе крылья. Ей надо помочь взлететь. символ означает, что любовь снабжает нас крыльями, и дажесамые медлительные и нерешительные люди летят к объекту своей любви. [EMSI 41-8,с.281] Амур, плывущий на своем колчане по воде, используя свой плащ в качестве паруса. Любовь средства найдет символ хитроумия и военных хитростей и изворотливости, которыми отличаются влюбленные [EMSI 41-10,с.282] Амур с сердцем в руке. Я обладаю всем, что я желал. символ показывает, что любовь, ставшая обладательницей сердца любимого человека, ничего больше не желает в дополнение к своему счастью. [EMSI 41-12,с.282] Амур, тянущий за веревочку. Чем дальше я забираюсь, тел больше у меня проблем. Смысл этого символа заключается в том, что чем больше расстояние от любимого, тем больше возрастает беспокойство за него. [EMSI 41-14,с.282] Амур, вынимающий сеть, полную сердец. Никто не спасется от меня. символ олицетворяет собой те трудности, которые встают перед человеком, решившимся ускользнуть из сетей и силков любви, и то вознаграждение, которым обычно увенчиваются его низменные устремления. [EMSI 42-4,с.286] Амур, принимающий женщину в цепях. Я суров, помогу принести радость. символ демонстрирует нам, что цепи любви в равной степени несут как множество страданий, так и великое множество радостей. В лучшем случае, мы можем сказать, что она является радостной мукой. [EMSI 42-6,с.286] Амур с сердцем на подушке. Моему сердцу легко и радостно. Человеку следует делать все, что только в его силах, чтобы доставить удовольствие, радость и успокоение сердцу своего возлюбленного. [EMSI 42-10,с.286] Отдыхающий Амур, забросивший лук и стрелы. То, что другим придает силы, мне приносит лишь вред. символ бездействие является врагом любви, которую постоянно следует поддерживать в бодром и жизнеспособном состоянии посредством непрерывных упражнений и резвости духа. [EMSI 42-12,с.287] Амур, поражающий многочисленными стрелами нагрудник лат Я тебя непременно завоюю. символ означает, что от любви невозможно отбиться, и ничто не в состоянии противостоять ее власти. Единственный способ ее избежать - немедленно обратиться в бегство. Человек, который еще размышляет, пропал. [EMSI 42-12,с.287] Амур, зажигающий сухой мох при помощи кремня и огнива. Я это зажгу. Даже Амур без заботы, старания и мучений, не в состоянии вызвать это пламя. [EMSI 52-12,с.326] . ПСИХОЛОГИЯ вечная молодость Представлен в большинстве культур нагим ребенком с крылышками, символизирующим вечную молодость страстной любви, которая ассоциируется с некоторым легкомыслием. С помощью своего оружия: лука, колчана и факела - он охотится, ослепляет или воспламеняет. Его божественное могущество олицетворяет земной шар, который он держит в руках. Символические воплощения Амура в мифологии: - Эрос, греческое божество, олицетворяющее, по мнению Поля Дьеля, сексуальность в своей самой примитивной и возвышенной форме. Могущество Эроса распространяется на все сущее, заставляя соединиться для сотворения жизни. Эрос воплощает, таким образом, любовное влечение. Единство противоположных начал, мужского и женского, не долговечно, если не выходит за рамки сексуальности, вовлекая чувства и затрагивая душу. Такое единение символически представлено в мифе, который блестяще трактует Поль Дьель, - о Психее ("душе"), соблазненной Эросом ("сексуальностью") в облике чудовища. Эрос заключил во дворце виновницу своего сладострастия, посещая ее лишь ночью, чтобы она не видела его уродства (символ вытеснения, запретов, табу). Однажды ночью Психея нарушила запрет и рассмотрела своего возлюбленного при свете лампы (символ пробуждения сознания, прозорливости). Изобличенный Эрос спасается бегством (комплекс вины) к своей матери Афродите (регрессия - обратное движение). Обезумев от горя. Психея отправляется на поиски Эроса и обращается за помощью к богине Венере, которая подвергает ее множеству испытаний (символ посвящения, очищения). Прекращаются они, когда Эросу, покинувшему материнскую обитель, возвращается его настоящий облик (истинное представление о сущности любви, сознание, сублимация инстинктов). Зевс (разумное начало) благословляет соединение Эроса и Психеи (духовный союз). - Эросу, символизирующему чувственное желание, противопоставляется, с одной стороны, Потос - символ идеализированной любви, ассоциирующейся со стремлением мифологического героя (Прометея, Улисса, Ясона) к недостижимому, символ вечной молодости в мистериях Самофракии, а с другой - Танатос - посланник смерти, обитающей в преисподней (бессознательное). Между этими крайностями и протекает жизнь человеческая. [жульен] Мифы народов мира. Под редакцией Токарева АМУР "(лат. Amor, букв. "любовь"), в римской мифологии божество любви. Соответствует греческому Эроту. " АМУР В римской мифологии божество любви (см. ЭРОТ).
Эрот (МНМ)
- Эрот, Эрос
- гр. Eros - "любовь"
В греческой мифологии бог любви (см. рис.). Одно из четырёх космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Hes. Theog. 116-122). По мифографу V в. до н.э. Акусилаю, Эрот, Эфир и Метида ("мысль") - дети Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон ("перворождённый"), Фанет ("явленный"), Фаэтон ("сияющий"); Эрот - смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мёртвых и тартара (Hymn. Orph. 58 Abel). По Ферекиду (VI в. до н.э.), сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота. Эрот, таким образом, мыслится всевластной мировой силой. Традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса (Eur. Hippol. 533), порождением Ириды и Зефира (Alc. frg. 8D), сыном Афродиты и Ареса (Simonid. frg. 24), так что он постепенно принимает черты "златокрылого" (Aristoph. Av. 1738), "золотоволосого" (Anacr. frg. 5), "подобного ветру" (Sapph. frg. 50) бога, знаменуя постепенный переход к изящному, лёгкому, капризному Эроту эллинистической поэзии.
У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью (III 111-159).
Классика создаёт также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, даётся Платоном. У него Эрот - сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность (Conv. 203 b-e). Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Э., которого почитали в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня (Paus. IX 27, 1); в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эрота, изображавшие его в виде прекрасного юноши (IX 27, 1 след.). Характерно, что для Павсания (2 в.) не возникает сомнения, что Эрот - самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии Эрота (напр., сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и др., Cic. De nat. deor. III 23, 59 след.). Символическо-аллегорическое изображение Эрот даётся Апулеем в "Метаморфозах" (см. в ст. Психея). Эроту соответствуют римские Амур и Эрот.
- [А. А. Тахо-Годи MNME ]