Семь свободных искусств: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 89: | Строка 89: | ||
:[[Прут]] | :[[Прут]] | ||
:[[Змея]] | :[[Змея]] | ||
− | :[[Скорпион]] | + | :[[Скорпион, животное|Скорпион]] |
:[[Ящерица]] | :[[Ящерица]] | ||
:[[Плащ]] | :[[Плащ]] | ||
− | :[[Весы]] | + | :[[Весы, предмет|Весы]] |
:[[Цветы]] | :[[Цветы]] | ||
:[[Меч]] | :[[Меч]] |
Версия 18:34, 4 февраля 2021
Научные дисциплины, входящие в традиционный для средних веков курс светского обучения. Устойчивую группу свободные искусства составляют со времени поздней античности (около 400 г. н. э. ???). Внутри группы, свободные искусства подразделяются на словесные и математические науки или учебные циклы. В первый цикл (тривий — лат. trivium) входят грамматика, логика (или диалектика) и риторика; во второй (квадривий — лат. quadrivium) — геометрия, арифметика, астрономия и музыка. Существует также деление свободных искусств на низшую (грамматика, арифметика, геометрия) и высшую (риторика, диалектика, астрономия, музыка) степени. Основой всех прочих искусств считается грамматика. Над свободными искусствами стоит их общая «матерь» — философия, а ниже (во всяком случае, отдельно) — механические (технические) искусства[1], такие как архитектура, механика, земледелие и т. д. Описание персонификаций свободных искусств приведено в трактате V в. «De nuptis Philologiae et Mercurii»[2] Марциана Капеллы[3], где каждое из искусств наделено собственными атрибутами и сопровождается выдающимся историческим лицом, составивших его славу. Представленная Марцианом классификация в неизменном виде использовалась на протяжении всего средневековья, а некоторые её элементы сохранились в эпоху Ренессанса и позже. |
См. также: |
Христианство
Средневековая Церковь рассматривает свободные искусства как «оружие против еретиков».
Эмблематика
Персонификациями семи свободных искусств могут служить как абстрактные женские фигуры, наделённые характерными для каждого из искусств атрибутами, так и исторические личности, прославившиеся в представляемой ими науке. Последние могут сопровождать абстрактную персонификацию в качестве своеобразного персонального символа, или же самостоятельно представлять соответствующее искусство, перенимая атрибуты у фигур их олицетворяющих. Как правило, придаваемые им атрибуты не просто «демонстрируются», а используются.
Наиболее часто бывают представлены атрибуты и исторические личности, перечисленные ниже.
Историческая личность:
Историческая личность:
Логика может также изображаться и в виде дискутирующей старой женщины, облаченной в тогу.
Историческая личность
Историческая личность:
Историческая личность:
Историческая личность:
Атрибуты Астрономии совпадают с атрибутами покровительствующей ей музы Урании.
Историческая личность:
|
См. также: |
Искусство
Изображения свободных искусств встречаются в романской и готической скульптуре, нередко они объединяются в пары с семью главными добродетелями.
В итальянском искусстве XIV в. и позже их можно встретить в надгробной скульптуре, в декоре пасторских кафедр, на фресках и в живописи. Вне Италии они встречаются несколько реже, за исключением гравюры и гобелена XV—XVI веков.
В качестве знака возросшего статуса художника в эпоху Ренессанса Минерва — покровительница искусств и наук — может представлять художника собравшимся свободным искусствам.
Иллюстрации
Примечания и комментарии
- ↑ Служащие сферой деятельности ремесленника или работника физического труда.
- ↑ Лат. — «Свадьба Филологии и Меркурия»
- ↑ Римский юрист и грамматик.
- ↑ Лат. — «Грамотная и отчетливая речь, должным образом произносимая»] — определение античных грамматиков, цитируемое в «Иконологии» Чезаре Рипы.
- ↑ Марциан характеризует логику словом «involutus» — лат. «закрученная»; также может переводиться как «окутанная тьмой».
- ↑ Лат. — «Цицерон».
- ↑ Греч. — измерение земли
- ↑ Некогда часть более широкой области астрологии
- ↑ Благодаря ошибочному отождествлению с правителями египетской династии Птолемеев.
- ↑ Многие из них служат также атрибутами Св. Цецилии.
- ↑ Быт., 4:22