Уран, божество: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 17: | Строка 17: | ||
:[[Гея]] | :[[Гея]] | ||
:[[Нимфы]] | :[[Нимфы]] | ||
− | : | + | :Понт |
:[[Титаны]] | :[[Титаны]] | ||
:[[Киклопы]] | :[[Киклопы]] | ||
− | :[[Сторукие]] | + | :[[Гекатонхейры|Сторукие]] |
:[[Кронос]] | :[[Кронос]] | ||
:[[Эринии]] | :[[Эринии]] | ||
− | : | + | :Мелии |
:[[Афродита]] | :[[Афродита]] | ||
---- | ---- | ||
:[[Серп]] | :[[Серп]] | ||
− | :[[Кастрация]] | + | :[[Оскопление|Кастрация]] |
|} | |} | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== |
Версия 16:18, 5 февраля 2021
В греческой мифологии божество, олицетворяющее небо; супруг земли Геи, принадлежащий к первому, самому древнему поколению богов. Гея родила Урана[1] и, вступив с ним в брак, породила горы, нимф, море Понт, титанов, киклопов, сторуких[2]. Уран обладал бесконечной плодовитостью. Дети его были ужасны видом и отцу своему ненавистны; он прятал их в утробе Геи, тяжко от этого страдавшей[3]. Земля задумала облегчить свою судьбу, и по её просьбе младший сын Кронос серпом оскопил отца[4]. Из капель крови Урана, упавших на землю, родились гиганты, эринии, нимфы Мелии («ясеневые») и богиня Афродита[5]. Так Уран оказался отстранённым от продолжения рода богов-чудовищ, уступив власть своему сыну Кроносу. Ниспровержение Урана в свою очередь открывало возможность дальнейшей смены поколений богов и совершенствования божественных властителей мира в духе антропоморфизма, упорядоченности и правопорядка. Миф об Уране — свидетельство архаических истоков классической мифологии. Небо и земля мыслятся одним целым, которое затем в космогоническом процессе разделяется на две сущности. Из них Уран — мужское начало, одновременно является и сыновним началом, вторичным по отношению к Гее. Уран нуждается в лоне земли как восприемницы его плодоносной силы. Земля же, пережив период бурного и непроизвольного продолжения рода, устраняет Урана. Она рождает потомство и вступает в другие браки, руководствуясь собственными замыслами и целенаправленной волей, что указывает на первичность именно мифологии земли, а не неба. |
См. также: |
Литература
- Лосев А. Ф. Одноимённая статья в MNME
- Dumezil G., Ouranуs-Vбruna. Йtude de mythologie comparйe indo-europйenne, P., 1934 < MNME
- Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Schцpfungsmythus bei Hesiod und der Orphikern, Tьbingen, 1942 < MNME