Томирис: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
:[[Юдифь]] | :[[Юдифь]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Урна |
:[[Тюрбан]] | :[[Тюрбан]] | ||
|} | |} |
Версия 18:44, 6 февраля 2021
Царица кочевого народа в Центральной Азии. Согласно Геродоту (1:214), в сражении с нею погиб основатель Персидской империи Кир Великий. Армией Томирис командовал ее сын, которого Кир обманным путем вовлек в участие в пиршестве. Уловка позволила персидскому царю уничтожить большую часть своих врагов, а отрезвевший юноша покончил с собой от стыда. Томирис поклялась кровью отомстить за смерть сына. Издеваясь над своим врагом, царица обезглавила его труп и опустила голову, в винный мех, наполненный кровью. Основные значения:
|
См. также:
|
Христианство
Средневековая типология, возрожденная в XVII в. иезуитами, превратила Томирис в прообраз Девы Марии, торжествующей над Сатаной.
Искусство
Картины на эту тему заказывались как украшение залов судов.
Изображается держащей голову Кира за волосы или опускающей ее в урну, которую держит прислужница. На голове царя может быть корона. Обезглавленное тело Кира, в доспехах, распростерто на земле. На Томирис может быть тюрбан — условное обозначение Востока, особенно в барочной живописи. Ее придворные — в искусстве того же периода — иногда носят турецкие одежды.
Сюжет напоминает Юдифь с головой Олоферна, но там присутствует мешок вместо урны и нет придворных. (Рубене, Лувр.)