Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
|
|
Строка 13: |
Строка 13: |
| ---- | | ---- |
| :[[Лаума]] | | :[[Лаума]] |
− | :[[Русалка]] | + | :[[Русалки|Русалка]] |
| :[[Ведьмы]] | | :[[Ведьмы]] |
| :[[Гильтине]] | | :[[Гильтине]] |
Версия 19:15, 6 февраля 2021
- Де́йве — литов. deive, deive — «богиня»
В литовской мифологии первоначальное обозначение богини высших уровней пантеона и всего класса таких персонажей; позднее — духи, прекрасные девы с длинными волосами и большими грудями; мастерски выполняют любую женскую работу, особенно прядение и тканьё (преследуют тех, кто занимается этим в четверг). Дейве любят детей, нередко влюбляются в юношей и даже выходят замуж; жить с ними — счастье, но при нарушении табу они уходят. Иногда дейве или лауме — духи леса и воды (ср. русалок) или ведьмы. Литовский автор XVI в. Мажвидас, сообщающий, что у литовцев есть сто дейве, если не больше, перечисляет их наряду с нечистыми духами.
В поздних источниках дейве иногда приписываются некоторые конкретные функции: так, святая Дейве обозначает божество дождей или богиню чумы, смерти (ср. Гильтине). Эти характеристики Дейве позволяют связать её с Диевасом, в частности, когда это имя обозначает Перкунаса. Тем самым реконструируется мотив супружеской пары, в которой муж (громовержец) — на небе, жена — внизу, на земле или даже в подземном царстве (ср. характерную замену «путей Дейве» на «пути Веле» — Велса в фольклоре, где Дейве объединяется с противником Перкунаса, демоном подземного мира); таким образом, Дейве- женский персонаж основного мифа восточно-балтийской мифологии. Дейве, как правило, помещается в пантеоне на более низком уровне, чем Диевас, и обнаруживает тенденцию к превращению в злого духа.
|
См. также:
- Балтийская мифология
- Литовская мифология
- Лаума
- Русалка
- Ведьмы
- Гильтине
- Диевас
- Перкунас
- Велс
- Прядение
- Ткачество
- Четверг
|
Литература
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME