Вавилонская башня: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 51: Строка 51:
  
 
<font color="#669999">Смотри также:</font>
 
<font color="#669999">Смотри также:</font>
----<!-- Основные ссылки уровня -->• [[Ось мира]]  
+
----<!-- Основные ссылки уровня -->• [[Ось|Ось мира]]  
  
 
• [[Пирамида]]  
 
• [[Пирамида]]  

Версия 13:34, 7 февраля 2021

Описание

Вавилонская башня; строительство ~
≈ смешение языков; Вавилонское столпотворение
англ. Babel; Tower of ~
< евр. вавилон — смешение
—————————


Символический образ в каноническом тексте Библии, соединившем в единый рассказ два предания о Древнем Вавилоне, сюжеты которых имеют многочисленные мифологические параллели:

1) постройка города и смешении языков;
2) возведение башни и рассеяние людей.


Сказания, возникшие не позднее нач. II-го тыс. до н. э. (То есть почти за 1000 лет до литературного памятника, являющегося их старейшим письменным свидетельством (относится к древнейшему пласту библейских текстов)), приурочены к «началу истории» послепотопного человечества и объясняют вмешательством бога первопричину языковой и территориальной разобщенности людей. Их сюжеты расходятся и совпадают в ряде мотивов:

• По 1-му сказанию, строится город, по 2-му — башня до небес.
• И то, и другое мыслится как первое большое строительство людей.
• Город строят оседлые обладатели единого языка, умеющие обжигать кирпич, для обитания людей и ради вечной славы. Башню — кочевники с Востока. для ориентира, чтобы не рассеяться.
• Богу не угодны высокомерные планы большого строительства и он нарушает намерения людей.
• Градостроители перестают понимать друг друга. Воздвигавшие башню были, вопреки их цели, рассеяны.
• Строительство прекращается. Город, мнившийся памятником вечной славы, получает бесславное имя.

Оба сюжета возникли, очевидно, у человека чуждой культуры, для которого кочевье — нормальный и богоугодный образ жизни, под впечатлением такого города, как Вавилон с его смешением наций и обычаев, а также огромного (но недостроенного) кирпичного города и башни, лежащей в руинах.

По мнению немецкого ученого Г. Гункеля, предания навеяны исторической действительностью, и речь в них идет о многоэтажном храме богу Мардуку в Вавилоне, увенчанном башней (О которой и в другом памятнике гиперболически отмечено, что она достигает небес), временами сооружение это укреплялось и реставрировалось, вероятно, что оно рано разрушилось. Археологические раскопки (Р. Кольдевей, А. Парро и др.) подтверждают, что в предании о Вавилонской башне нашло отражение строительство в Вавилонии зиккуратов таких как:

• храм Этеменанке в Вавилоне;
• храму высотой 50 метров в Борзиппе (совр. Бирс Нимруд) к югу от Вавилона;
• святилищу бога Набу или Небо.

Вавилонский обычай сооружать себе вечные памятники в виде зданий и городов кажется рассказчику высокомерием. Яхве изображен весьма антропоморфно, и ему приписывается незнание помыслов и дел людей и даже страх перед ними. Собственно, упоминание Яхве нет оснований считать исконным для сюжетов: эти предания не имеют ничего общего с его культом и иудаизмом. Они не согласуются с преданием, объясняющим происхождение всех народов и их языков постепенным разветвлением семьи Ноя.

У более поздних авторов развитие получили лишь некоторые мотивы сказаний.

• Изображается греховность всего «допотопного» поколения строителей (особеннос вавилонян) и в этой связи выделяется богоборческий характер строительства башни.
• В корне меняется образ бога, враждебность которого переосмыслена с «усилением» его справедливости.
• Рассеяние людей изображается не возмездием из опасения силы людей, а как благодеяние и божий промысел.

Основные значения:

— высокомерие, заносчивость, мания величия человека;
— «штурм неба» с помощью земных средств.
Строительство Вавилонской башни. 1023 г.

Смотри:

Иудаистическая мифология

Христианская мифология

Вавилон

Башня


Смотри также:


Ось мира

Пирамида

Спираль

———

Пятидесятница

———

Библия / Ветхий Завет

«Все люди на земле имели один язык и одинаковые слова. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар долину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли. И сошел Яхве посмотреть город и башню, что строили сыны человеческие. И сказал Яхве: вот один народ, и один у всех язык; это первое, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Яхве оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Бабель (Вавилон), ибо там смешал Яхве языки всей земли, и оттуда рассеял их Яхве по всей земле[1]».

Иудаизм

Талмудическая легенда причиной Божьего наказания называет человеческое презрение строителей.

Один строительный рабочий свалился с возвышавшихся до небес лесов и нашел свою смерть, но строительные мастера, сбесившись от забот и желания быстрее завершить дело, которым они хотели прославиться, едва обратили на это событие внимание, а лишь велели убрать труп, не прекращая работу. Спустя несколько дней ослабевает один кирпич, и каменная кладка обрушивается на землю. Тут начальники строительства поднимают крик, они думают о сроках и, возможно, о расходах. Сломанный кирпич значит для них больше гибели рабочего. В этом одна из причин того, что Бог решает наказать их[2].

Лестница Иакова — это реминисценция лестниц зиккуратов, простиравшихся от основания башни до храма на самой вершине, где пребывал Бог.
Смотри также:

Лестница Иакова

Масонство

Масонская символика связывает со строительством Вавилонской башни, между прочим, следующее за «замешательством» распространение архитектуры во всех странах Земли.

Баурнёпель толкует строительство башни в моральном плане как символ высокомерия «детей Земли»[3].

Масонской попыткой преодолеть смешение языков является всемирный (искусственный) язык эсперанто, для распространения которого в 1905 г. организовано общество «Эсперанто-Фремасона».

Смотри также:

Архитектура

Оккультизм

С образом Вавилонской башни связывается символика «Башни» — XVI аркана таро.

«В ослепительной вспышке истины падают с башни мужчина и женщина. Крушение вавилонских башен, построенных высокомерными прометеевскими цивилизациями, мнившими достичь неба, означает этап нового творческого цикла и возникновение новых цивилизаций. Это также означает разрушение оставшихся иллюзий и преодоление тех аспектов „эго“, которые привязывают его к материальному плану».

00-00-000-000.jpg Смотри также:

Таро, аркан XVI

Падение

Искусство

В изобразительном искусстве обычно изображаться в виде:
• дороги, поднимающейся по спирали, на вершину,
• последовательности ярусов — каждый следующий уже предыдущего.

Иногда рядом с башней изображается руководящий рабочими Нимрод, которому традиционно приписывается.

Идея множества языков выражается посредством изображения представителей различных расовых типов.

Смотри также:

Нимрод

Ad vocem

• Безмерно отчаянная попытка человечества «восстановить разрушенную из-за грехопадения ось между небом и землей, в крайнем случае даже против воли бога»; — М. Луркер, 1987 г.

В обиход многих языков вошли такие выражения, как:

«вавилонское столпотворение»;
«смешение языков»;
• просто «Вавилон».

Библиография

Исидор Левин, Вавилонская башня // MNME
Gunkel H., Die Urgeschichte…, Gött., 1911 < MNME
Parrot A., Ziggurats et tour de Babel, P., 1949 < MNME
Parrot A., La tour de Babel, Neuchâtel, 1953 < MNME
Eiasfeldt O., Einleltung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tüblngen, 1964 < MNME

Иллюстрации

• Вавилонская башня: Реконструкция зиккуратного строения по состоянию ??? до н. э.
• Вавилонская башня, не оконченная из-за раздоров. И Босхиус, 1702 г.
• Вавилонская башня в виде спирали. Гюстав Доре. Библия

Строительство Вавилонской башни. Мозаика собора Св. Марка (Венеция). Сер. XIII в. Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни. ок. 1560 г. Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни. ок. 1560 г. Брейгель Питер. Строительство Вавилонской башни. 1563 г.

Примечания и комментарии

  1. Быт. 11, 1-9
  2. Р. Арон, 1973
  3. Баурнёпель. «Наставление масонских „сестер“», 1793 г.