Бабочка: различия между версиями
м |
|||
Строка 50: | Строка 50: | ||
См. также: | См. также: | ||
:[[Насекомые]] | :[[Насекомые]] | ||
− | :[[Мотылёк]] | + | :[[Бабочка|Мотылёк]] |
---- | ---- | ||
:[[Психея]] | :[[Психея]] | ||
− | : | + | :Шочипили |
− | : | + | :Итцпапалотл |
:[[Оры]] | :[[Оры]] | ||
:[[Зефир]] | :[[Зефир]] | ||
:[[Гипнос]] | :[[Гипнос]] | ||
− | : | + | :Сомнус |
---- | ---- | ||
:[[Душа]] | :[[Душа]] | ||
:[[Кокон]] | :[[Кокон]] | ||
:[[Куколка]] | :[[Куколка]] | ||
− | :[[Гусеница]] | + | :[[Червь|Гусеница]] |
:[[Лабрис]] | :[[Лабрис]] | ||
:[[Птица]] | :[[Птица]] |
Версия 13:39, 7 февраля 2021
Насекомое отряда Lepidoptera семейства Papilio. Во многих культурах символизирует как способность к превращениям и красоту, так и преходящий характер радости и жизни. Как символ души встречается в Заире, Центральной Азии, Мексике, Новой Зеландии, у маори. Известны многочисленные приметы и суеверия, связывающие бабочек, особенно ночных, с душами умерших. Самый яркий пример этого — бабочка «мёртвая голова». Наибольшее значение для символики бабочки имеет цикл её развития:
Соединяет символику:
Возможно практика мумифицирования в Др. Египте имела своей моделью метаморфоз насекомых. «Чудо переходящих одно в другое состояний, это чудо превращения вялой гусеницы, тупой куколки, в нежно-прекрасную бабочку, глубоко трогало человека, стало для него подобием собственных душевных превращений, подарило ему надежду на то, что когда-нибудь он оторвется от земли и поднимется в озаренные светом сферы вечности.» Э.Эппли В настоящее время метафора легкомыслия и ветренности, жизнерадостного и беспечального восприятия и образа жизни, либо красоты, нередко пустой и обольстительной. Ср.: «бабочка-однодневка», порхать как бабочка". В ряде графических эмблем и пиктограмм указывает на искусство, многоцветность, часто ассоциируется с детским творчеством.
|
См. также: |
Африка
В сказках племён балуба и лулуа (пров. Касаи, центральный Заир) обнаруживается аналогия бабочки с душой и тенью как символическими образами. По их рассказам цикл человеческой жизни повторяет цикл жизни бабочки: в детстве человек — крошечная гусеница, которая в зрелости становится большой гусеницей, а в старости — куколкой. Из кокона-могилы человеческая душа вылетает в облике бабочки и откладывает яйца — образ, выражающий идею реинкарнации человека[1].
Античность
Благодаря сходству с формой лабриса, бабочка — один из символов Великой Богини, содержащей в себе «все предыдущие воплощения и надежды грядущих поколений».
По общему для классической античности мнению, душа покидает тело в облике бабочки. Появляющаяся из кокона, бабочка выступает символом души, высвобождающуюся из тела в момент смерти. Нередко она ассоциируется с самим умершим[2].
Аристотель указывает на её (как и у птицы) «одушевленность»[3].
Широко известен миф о Психее освобождённой от смерти за восхитившую Зевса силу её любви к Амуру. На помпейских фресках Психея изображается юной девушкой (или девочкой) с крыльями бабочки[4]. Как олицетворение души, дыхания, Психея часто предстаёт в виде бабочки, вылетающей из погребального костра. Возможно, эти эмблемы восходят к распространённым в III—I вв. до н. э. геммам с сюжетом ловли бабочки-Психей держащим горящий факел Амуром.
Ночные бабочки (мотыльки) служат символом секретной мудрости, сокрытой во тьме (невежество).
Стадии развития бабочки соотносится со ступенями инициации (посвящения):
- от яйца до личинки — невежественный, беспомощный, «ещё мёртвый» человек;
- от личинки до куколки (гробницы мистерий) — ищущий и размышляющий человек;
- от куколки до взрослой особи — развившаяся, совершенная и просветлённая душа инициированного, покидающая могилу своей изначальной природы.
Северная традиция
Олицетворение души и огня у кельтов, их трепещущие крылья символизировали солнечный жар.
В ирландском сказании мифологического цикла «Сватовство к Этайн» (Tochmarc Étaíne), олицетворяющая королевскую власть богиня, выходит замуж за бога Мидира. Из ревности первая жена Мидира превращает Этайн в лужу воды, из которой вскоре появляется червь, превращающийся в великолепную бабочку (вариант: в муху), которую некоторое время охраняет и защищает бог Маг-Ок (Оэнгус).
«Вода превратилась в червяка, а тот — в пурпурную муху, которая была размером не менее головы воина, и была красивейшей из мух мира, с голосом и жужжанием слаще, чем песни волынок, рогов и арф, с глазами, сияющими, как драгоценные камни во тьме. Её аромат утолял голод и жажду у того, вокруг кого она порхала, а капли росы с её крыльев могли исцелить всякое страдание, болезнь или чуму у любого человека».
Славяне
В разных районах России при виде бабочки или мотылька говорят: «Вот чья-то душка летает». Иногда их и называют душами или душечками. По поверью поляков, душа умирающего покидает тело в виде бабочки. Родопские болгары верят, что душа умершего в виде бабочки или мухи посещает родной дом на сороковой день после смерти. Представление о бабочке как душе умершего порождает поверье о ней как предвестнице смерти, а иногда и образе смерти. У белорусов рассказывают, как однажды старая женщина сидела вечером у раскрытого окна и ей на рукав села влетевшая в окно ночная бабочка. «Смерщчка ты мая», — ласково сказала женщина. В ту же ночь она скончалась. По поверью болгар, сербов и хорватов, душа ведьмы во время сна покидает ее тело в облике бабочки. Такая бабочка может по ночам душить спящих людей и сосать их кровь, как вампир. В ряде случаев поверье о душе ведьмы в виде бабочки трансформируется в поверье о самой ведьме, принимающей облик бабочки, или в поверье о бабочке как слуге или помощнице ведьмы, выполняющей ее волю. У южных славян ночную бабочку часто называют «ведьмой». Сербы иногда специально мучат и увечат ночную бабочку, в которой видят обращенную ведьму, с тем чтобы на утро опознать в ком-нибудь ведьму по ожогам и ранам на теле. Ночной бабочке, залетевшей в дом, подпаливают крылья и отпускают со словами: «Приди завтра, дам тебе соли». И если на следующий день кто-нибудь придет попросить соли, то его отождествляют с той злой душой, которая в виде бабочки прилетала в дом. Болгары верят, что ведьма напускает на скотину больших пестрых бабочек, которые садятся на коров или на овец, ползают по ним и отбирают у них молоко. На Юрьев день большая бабочка ведьмы магесница, летая по полям, способна отобрать и урожай жита (то же может сделать и сама ведьма), поэтому рано утром в этот день на ниве выжинают крест. Согласно поверью, большую черную бабочку, посылаемую ведьмой красть молоко у овец, ведьма выводит магическим способом из большого яйца [5]. У западных славян ночную бабочку соотносят с другим демоном — «морой» или «зморой», мучающей людей по ночам. По поверью поляков, облик ночной бабочки принимает «змора» — соседка в виде бабочки или комара в полночь проникает в дом сквозь оконные щели и, садясь на спящих, налегает на грудь, давит, душит их. Способность душить спящих часто приписывается и некоторым другим животным и демонам, особенно лягушке и домовому. Некоторые приметы связаны с первыми весенними бабочками:
|
Центральная Азия
Схожие античным представления характерны для ряда тюркских племён Центральной Азии, находящихся под персидским влиянием, которые полагаю, что в образе бабочек могут возвращаться мёртвые[6].
Китай
Бабочка или мотылёк (ху-ди) — эмблема долгожительства (обновления и бессмертия — ?), развлечений (досуга в изобилии) и влюблённых.
Китайские слова, обозначающие бабочку, сливу и число семьдесят — омоноимы / обозначающая бабочку идеограмма «t’ie» омофонична выражениям «почтенный (великий) возраст» и «семьдесят лет».
«Бабочка — это знак супружеского счастья; в самом деле ее можно было бы назвать Китайским Купидоном. Происхождение этого обнаруживается в истории, рассказанной даосским философом Чжуанцзы, о том как молодой человек, гоняясь за красивой бабочкой, нечаянно вторгся в частные владения отставного судьи, и, увидев его дочь, он был настолько заворожен ее чарами, что решил упорно потрудиться и попытаться заполучить ее в качестве своей жены. В этом он преуспел и поднялся до высокого чина»[7].
Молодой влюбленный, желающий испить/пьющий цветочный сок.
Выражение «мотылек обезумевший от любви и дикая пчела» обозначает сексуальнаю связь.
Умершая возлюбленная может выйти из могилы в виде бабочки.
Сон Чжуанцзы, в котором он превратился в бабочку и обрел огромное счастье, благодаря которому бабочка часто воспринимается как символ радости и счастья.
Нечто подобное образу Психеи обнаруживается и в мифе о Бессмертном Садовнике Юань-ко (Yuan-k’o), чья любимая жена, обучившая [людей] разведению шелковичного червя, сама может превращаться в него.
В сочетании:
- со сливовым деревом — долгая жизнь, красота в преклонном возрасте, долгожительство и красота, девственная красота (?);
- с кошкой — пожелание жить до 80 лет;
- с пером — долголетие;
- с хризантемой:
- — красота в старости,
- — может служить символом осени.
Япония
Благодаря своим грации и лёгкости, служит эмблемой женственности, молодой женщины, экстатической радости. Также — женской суетливости и тщеславия, ремесла гейш или временной любовницы.
Пара «танцующих» одна вокруг другой бабочек представляют собой семейное счастье.
Белая бабочка — дух умершего. Воздушные, словно бесплотные, бабочки рассматриваются как блуждающие души и встреча с бабочкой предвещает приход гостя или смерть кого-то из семьи.
Крылья бабочки — частый атрибут волшебников в сказках.
Мезоамерика
У ацтеков бабочка — «папалотл», служит символом души или дыхания жизни, отлетающего с последним вздохом умирающего.
Порхающие среди цветов бабочки олицетворяют души павших на поле битвы воинов[8]. Павшие воины сопровождают Солнце до полудня, в первую половину его видимом пути по небу, а затем опускаются на землю в виде колибри и бабочек[9].
Символ душ павших воинов у ацтеков, их приносили в жертву некоторым мексиканским божествам.
Атрибут Шочипили (бог весенней растительности, любви, игры в мяч), изображавшегося сидящим среди цветов и бабочек.
Обрубленная каменными ножами (итцли) бабочка — богиня Итцпапалотл, ночной дух пламенеющих звезд и символ душ умерших родами женщин.
Также — символ символ колышащегося огня, связанный с Солнцем. Соотнесение бабочки с пламенем, вероятно, основано сходстве трепещущих в полёте ярких крыльев с мерцанием огненных языков. Ацтекский бог огня имеет в качестве атрибута нагрудную орнаментальную пластину, известную как «обсидиановая бабочка». Подобно кремню, обсидиан рассматривается как огненный камень, хорошо ивестно также его использование в качестве лезвия ритуальных ножей для жертвоприношения. В «Доме Орлов (или Воинов)» Солнце изображается в виде бабочки.
Символ дневного света и солнечного огня — а, следовательно, души воина — бабочка для древних мексиканцев служит также символом «Чёрного Солнца», прошедшего в своём ночном путешествии подземный мир. Т. о. бабочка выступает символом скрытого хтонического огня, связанным с идеями жертвенности, смерти и воскресения. В ацтекской резьбе, бабочка нередко служит альтернативным знаком для для пятёрки — числа, соотносимого с центром Земли[10]).
Гностицизм
«Гностики представляли Ангела Смерти в виде крылатой ступни, раздавливающей бабочку, из чего мы можем заключить, что бабочка, скорее, сравнивалась с жизнью, чем с душой с точки зрения духа и трансцендентного существования»[11].
Христианство
Очищение души огнем, представленное в романском искусстве раскаленным угольком, который ангел вкладывает в уста пророку, изображено на небольшой маттейской урне в образе любви, подносящей бабочку к огню[12].
Иногда бабочку можно видеть на изображениях Мадонны с Младенцем (обычно в руке Младенца) как символ Воскресения Христова. В более общем смысле бабочка может символизировать воскрешение всего человечества — смысл, сохранившийся и в эмблематическом натюрморте.
Как символ смерти и воскресения изображалась на древних надгробьях над черепом и в окружении других символов смерти. С той же символикой помещалась на ряде пиратских флагов.
Символизм бабочки как души, освобождающейся от оков плоти — христианский символ[13] как благословения, так и благословенности.
Эмблематика
«Время часовое, или часы, изображаются богинями с перепончатыми крыльями, как у бабочек, и с солнечными и иными часами[14]».
«Бабочка есть знак глупости, легкомыслия, непостоянства, иногда души или сердца, плененного любовью. Бабочкины крылья значат любовь, игры, смех и забавы[15]».
В эмблемах бабочка несёт символику сладострастия и пустой, тщетной любви; обманчивости удовольствий и тяжких последствий пагубных прихотей. Изображается почти исключительно летящей на огонь или сгорающей в пламени (вероятно, в основе всех этих изображений гностические геммы III—I вв.до н. э. (см.выше).
- ————
Бабочка, сгорающая в пламени свечи.
- То, что представлялось мне удовольствием, оказалось смертельным.
- Символ предостерегает нас от сладострастия и пустой, тщетной любви.
- «Ум человеческий наиболее упорно стремится к таким вещам,
- К такой разновидности любви и к такому образу жизни,
- Которые ведут к позору и погибели».
- EMSI 32-1, с.236
- ————
Бабочка, обжигающаяся о свечу.
- Удовольствие опасно.
- «Мы вихрем кружимся вокруг ослспительного пламни,
- Этого яркого источника наслаждения, до тех пор,
- Пока не ощутим мощную силу его притяжения
- И не падем его злосчастными и бессильными жертвами».
- EMSI 19-14 с.184
- ————
Бабочка, обжигающаяся о зажженную свечу.
- Удовольствие меня убивает.
- Символ обмачивость удовольствий и последствия пагубных прихотей.
- «Глупцы, которых захватывает пламя красоты,
- Встречают смерть там, где надеются найти жизнь».
- EMSI 9-9, с.142
Психология
Легковесность.
Метаморфозы мотылька напоминают происходящее с человеком в его телесной оболочке, когда материальное существование чинит всяческие препятствия энергии и активности его небесной души. Оцепенение и бесчувственность неподвижной куколки — символ смерти. Переходное состояние телом и его жизненными функциями и окончательным освобождением души, которому суждено свершиться в огне.
Порхающая — небесная душа, рвущая узы материи, чтобы раствориться в эфире, из которого она вышла.
Современный психоанализ видит в бабочке символ возрождения[16]. Также — символ души и бессознательного влечения к свету[17]. Увиденная во сне, означает возрождение, связанное с процессом психической трансформации, освобождения от оков собственного Я.
Нередко используется как знак психологических парапсихологических и психиатрических обществ и учреждений, часто в комбинации с буквой «пси».
Искусство
В светская живописи крылья бабочек своим атрибутом имеют:
- Оры или «время часовое»;
- Психея;
- Зефир — супруг Флоры, «младенец крылатый, с крыльями бабочки»[18];
- Гипнос и Сомнус;
«Приятное легкомыслие» сближает бабочку с эльфами, гениями и эротами (маленькими богами любви), которые также часто наделяются крыльями бабочки.
На картинах, изображающих жизнь в раю, подобные крылья имеет душа, помещаемая Творцом в тело Адама.
В христианском искусстве бабочка является символом воскресения человеческой души — в руках Младенца Христа, эмблематическом натюрморте и т. п. Природный цикл гусениц — кокон — бабочка символизирует жизнь, смерть и воскресение.
Литература
- Гура А. В. Бабочка // SMES
- Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 486—492 < SMES
- Терновская О. А. Бабочка в народной демонологии славян: 'душа-предок' и 'демон'. — // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. София, 30.III.89-6.IX.89. Проблемы культуры. М., 1989. С. 151—160 < SMES
- PENG
- DURV < PENG
- GUEM < PENG
- KALL < PENG
- OGRJ < PENG
- CHAB < PENG
- KRIR < PENG
- SOUC < PENG
- FOUA < PENG
- GRID < PENG
- HARA < PENG
Иллюстрации
Примечания и комментарии
- ↑ FOUA
- ↑ Hom. Od. XI 37, 605
- ↑ История животных, IV 7
- ↑ GRID
- ↑ Ср. образы зооморфных домовых духов, приносящих своему хозяину-колдуну богатство, которых производят на свет из петушиного или другого необычного яйца.
- ↑ HARA p. 254
- ↑ Gulland. Chinese porcelain, т.1, с.99
- ↑ KRIR p. 43
- ↑ KRIR p. 61
- ↑ SOUC
- ↑ KERL — 36
- ↑ KERL — 8
- ↑ CHAB pp. 847-51
- ↑ EMSY § 207
- ↑ EMSY § 212
- ↑ KERL — 56
- ↑ KERL — 8
- ↑ EMSY § 175