Лещина: различия между версиями
м (Замена текста — «Растения» на «Категория:Растения») |
м |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
• [[Орех]] | • [[Орех]] | ||
− | • [[Лещина | + | • [[- Лещина|Лещина в геральдике]] |
+ | |||
Строка 46: | Строка 47: | ||
| width="200px" valign="middle" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |<font color="#669999">Смотри также:</font> | | width="200px" valign="middle" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |<font color="#669999">Смотри также:</font> | ||
− | • [[Дерево Жизни]] | + | • [[Древо Жизни|Дерево Жизни]] |
• [[Лосось]] | • [[Лосось]] | ||
Строка 93: | Строка 94: | ||
• [[Папоротник]] | • [[Папоротник]] | ||
− | • | + | • Иван Купала |
• [[Благовещенье]] | • [[Благовещенье]] |
Версия 21:29, 7 февраля 2021
|
|
Античность
В Греции ореховый прутик посланца богов Гермеса — символ общения, примирения и поэтического вдохновения. | Смотри также:
• Гермес |
Северная традиция
Священное дерево кельтских захоронений, олицетворяя мудрость, вдохновение, обожествление, магические и хтонические силы. Древо Жизни произрстающее в Авалоне около священного пруда (колодца) — жилища лосося, который только и мог есть орехи. Ассоциируется также с дающей молоко богиней и богом огня: его сучки использовались при разведении костров.
В скандинавской и тевтонской религиях посвящен Тору. |
Смотри также:
• Лосось • Тор
|
Славяне
Лещина, лесной орех — кустарник, плоды, ветки и древесина которого широко используются в продуцирующих целях. Венки из лещины клали на сосуд, в который первый раз доили овец в Юрьев день (у южных славян); из ее веток плели корзину, в которую снимали вылетевший из улья рой пчел, чтобы было больше меда, подкладывали ветки лещины под насест, чтобы курица вывела больше цыплят, втыкали кусочки лещины в одежду новобрачных и плели из ее веток венки для них же, изготовляли из древесины лещины первое веретено для начинающей прясть девочки, чтобы работа у нее спорилась.
Лещина широко известна в магии и в качестве оберега. Южные славяне употребляли ее для облегчения родов, для лечения лихорадки, бородавок и многих других болезней. У болгар, поляков, хорватов и словенцев в магии было весьма популярно разжигание огня из веток лещины: это предшествовало магическому ритуалу «гашения горячих углей в воде», проводимого в лечебных целях, а также служило способом распознавания ведьмы, отбирающей у коров молоко: при разжигании такого огня ведьма начинала испытывать мучения. Словенцы во время рождественских гаданий, вызывая на перекрестке нечистую силу, очерчивали себя магическим кругом с помощью ветки лещины. Ветки лещины нашли разнообразное применение в календарных обрядах: словенцы и хорваты использовали их для ритуального стегания людей и скота; поляки, чехи и словаки освящали ветки лещины в Вербное воскресенье, украшали ими жилье на Троицу, с веткой лещины обходил дома полазник. У южных славян лещина часто выступала в роли дерева. В Боснии известны рассказы о том, что лещине можно было исповедаться, а ее плоды или почки употреблялись вместо просфоры на Рождество и Пасху. Жители Боснии в том случае, если в доме случалась беда, обходили трижды вокруг лещины и просили Бога помочь им. Лещина обнаруживает приметы дерева познания: сербы считали, что если положить в рот мясо змеи, жившей под лещиной, то начнешь понимать язык животных, а если съесть сердце такой змеи, поймешь язык трав. Во всех славянских традициях лещина относится к тем благословенным деревьям, в которые, как полагали, не бьет гром. Ветки лещины, кол, крестики и большие кресты, сделанные из нее, втыкали в поля и виноградники, ставили в углах домов, хлевов и амбаров, жгли лещину при грозе; человек мог чувствовать себя в безопасности, спрятавшись во время грозы под лещиной, заткнув за пояс ветки лещины или прикрепив их к шапке, поскольку, как считалось, в этом случае дьявол не сможет спрятаться под шляпу от преследующего его грома. Ореховую палку, с помощью которой человеку случалось отогнать змею от жабы, сербы держали в доме, поскольку она отводила любое зло, в том числе разгоняла градовые тучи. Связь между лещиной и громом можно усмотреть и в представлении о том, что наряду с папоротником, цветущим в купальскую ночь, чудотворными свойствами обладает и ветка лещины, цветущая также один раз в году: на Благовещение, в Страстной четверг или на Ивана Купалу. Если оторвать такую ветку и идти туда, куда она ведет, можно найти клад, раскрыть водный источник. Вместе с тем известны поверья о том, что гроза (гром) в одну из летних ночей портит орехи. Они чернеют, червивеют, а чаще сгорают изнутри. Это случается обычно в ночь накануне Ильи, на Купалу, в ночь накануне дня св. Петра и Павла, а у восточных славян — обычно в так называемую рябиновую ночь (летнюю ночь с сильной грозой), часто приходящуюся либо на Купалу, либо на канун Успения Богородицы. По поверьям, лещина прогоняет змей и иных хтонических существ, противостоящих «высшим силам». Прутьями из лещины изгоняли змей 1 марта и на Благовещение и изготовляли из древесины лещины посох для овчара или пастуха. Жители Сербии считали, что прутом лещины легче всего убить змею, поэтому дети, расхаживая босиком по траве, носили с собой палку из лещины, полагая, что она защитит их от укуса. У чехов прутом из лещины хозяева били по стенам дома и хозяйственных построек, изгоняя оттуда мышей. Лещина имеет отношение к области смерти и «тому свету»: плоды лещины были своего рода «хтонической едой»: на святки, то есть в период, когда среди живых незримо присутствовали души предков, хозяева обязательно рассыпали орехи по полу и кидали в углы (где обитали души), тем самым прикармливая их. Причастность лещины к области потустороннего, к смерти прослеживается в специфическом ритуале, известном болгарам и сербам. При рождении в хозяйстве ягненка (жеребенка и т. д.) все домашние стремились как можно быстрее поднять его с земли, и первый, взявший его на руки, произносил: «Пусти ореховое, возьми кизиловое». Тем самым только что родившееся животное физически отрывали от хтонической сферы и желали как можно быстрее оставить ее («пусти ореховое») и начать расти и крепнуть («возьми кизиловое»); ср. представления о кизиле как дереве здоровья и крепости. В фольклорной символике лещины присутствует и эротическая тема. У русских запрещалось ломать лещину потому, что от этого якобы «парней девки не будут любить, а бабы мужиков». В украинских песнях часто фигурирует «ореховая корчма» с красавицей-хозяйкой: такая корчма воспринимается как место веселья, гуляний и внебрачной любви. Плоды и ветки лещины нашли широкое применение в любовной магии. К примеру, у южных славян, если девушка хотела покорить парня, она должна была сорвать молодую ветку лещины и трижды ударить ею парня по спине, после чего он уже не мог бы смотреть ни на кого другого.
Лещина на Руси относилась к благословенным деpевьям. |
Смотри также:
• Дерево • Полазник • Иван Купала • Кизил |
Библия / Ветхий Завет
В Ветхом Завете Иаков использовал магические ореховые прутики, чтобы вывести пестрых овец и скот. | Смотри также:
• Иаков |
Магия
Ореховый прутик обладает магической силой вызывать дождь; используется лозоискателями для поисков воды. | Смотри также:
• Прут • Дождь |
Библиография
- — Агапкина Т. А., Лещина // SMES, с. 281
- — Агапкина Т. А. Мифология деревьев в традиционной культуре славян: лещина (Coylus avellana) // Studia mythologica Slavica. Ljubljana, 1998. № 1 < SMES
Примечания и комментарии