- Вербное воскресенье; Вход Господень в Иерусалим; неделя Ваи
- бел. — Вербная нядзеля
- серб. — Врбица
- болг. — Връбнща
Подвижный двунадесятый праздник, который приходится на последнее воскресенье перед Пасхой. Посвящен в народной культуре весеннему возрождению природы, вегетации, вербе — отсюда его названия.
Битье вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у восточных и частично у южных славян, поляков и чехов. Оно совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или дома и, как правило, с приговором:
- «Верба красна, бей до слез, будь здоров!» — у русских;
- «Не я бью, верба бье
- За тыждень — Велик-день;
- Будь великий, як верба,
- А здоровый, як вода,
- А богатий, як земля» — у украинцев (Чернигов).
Чаще всего взрослые бьют ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью в Белоруссии хлестали в этот день и скот, и пчелиные ульи, и землю в огороде. Сербы в Славонии после обедни хлестали друг друга вербой, приговаривая: «Расти, как верба!», а в Банате били лошадей и детей, «чтобы росли, как верба».
Проглатывание вербных почек-шишечек в Вербное воскресенье было известно
- на Украине, где дети съедали почки, «чтобы не болело горло»;
- в России — их запекали в хлебцы и скармливали скоту (Ярославский край);
- В Полесье, на Пинщине, в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки».
Освященные вербовые ветки относили на кладбище (польское Поморье, Западная Украина, Словакия), там трижды хлестали по могилам покойников-родителей (белорусы); кизиловую ветку втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве все шло в гору» (хорваты); вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников (болгары).
Венки из освященных веток вербы делали в Вербное воскресенье болгары и македонцы; молодежь ходила с венками к реке и бросала их в воду: тот, чей венок уплывал впереди других, считался победителем и назывался «крестный», а остальные были «причастные» и должны были на Пасху прийти к «крестному» с красным яйцом. Венки обычно вешали дома у иконы «на здоровье», туда же клали ветки вербы, которые считались средством от грома, грозы и бури.
Словенцы в Вербное воскресенье делали связки из веток вербы или нескольких лиственных растений и называли их бутара. Это могла быть полутора-, двух- или трехметровая палка, украшенная вербовыми ветками, орехами, пряниками, могла быть и просто связка веток. Ее освящали в церкви, приносили домой, с ней троекратно обходили дом, хлестали двери дома, вешали во дворе на дерево, под стреху, несли в хлев, на пчельник, на сеновал, считая, что бутара защищает от грома и града. Ее употребляли при первом выгоне скота, при первой пахоте, при лечении болезней.
Умывание цветами в Вербное воскресенье, то есть водой с цветами, сорванными накануне, совершалось сербами в центральной Боснии (Височская Нахия). В западной Словакии было принято в Вербное воскресеньерано утром умываться из ручья.
Лазарки, ходившие у болгар и сербов по дворам в Лазареву субботу, во многих случаях продолжали свои магические действия в Вербное воскресенье. Выходя из церкви с освященной вербой, они заключали между собой дружеский союз (северовосточная Болгария). У сербов в Вербное воскресенье лазарки ходили с вербовыми ветками (Косово) и иногда затыкали их в дверях дома, хлева, в ворота (Банат).
В Далмации и прилегающих к ней краях в Вербное воскресенье вербу заменяли маслина или кизил, реже ель и лавр. В Чехии дети носили хвойное деревце лето, украшенное лентами, бантами, бумажными цепями; они обходили дома с пением. Вместе с деревцем носили куклу из белых тряпок с растопыренными руками (см. Марена).
|
См. также:
- Время
- Воскресенье
- Праздник
- Верба
- Битьё
- Лазарки
- Марена
- Вход в Иерусалим
|