Анат: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 1: Строка 1:
В палестинской мифологии сестра и супруга умирающего и воскресающего бога плодородия [[Баал]]а ([[Ваал]]а), богиня охоты и войны. Поддерживает Баала в его сражении с богом морей и рек [[Иам-Нахар]] и на пиру в честь победы Баала убивает всех его врагов, подвешивая их головы и руки к своему поясу, погружаясь по пояс в кровь убитых. После убийства Баала богом бесплодия и смерти Мотом ([[Муту]]), Анат разыскивает и хоронит тело брата. По прошествии семи лет Анат сражается с Мотом и убивает его, сжигает его тело и сеет его останки в землю. Это способствует возвращению Баала из преисподней на землю.
+
В палестинской мифологии сестра и супруга умирающего и воскресающего бога плодородия [[Баал]]а ([[Ваал]]а), богиня охоты и войны. Поддерживает Баала в его сражении с богом морей и рек Иам-Нахар и на пиру в честь победы Баала убивает всех его врагов, подвешивая их головы и руки к своему поясу, погружаясь по пояс в кровь убитых. После убийства Баала богом бесплодия и смерти Мотом ([[Муту]]), Анат разыскивает и хоронит тело брата. По прошествии семи лет Анат сражается с Мотом и убивает его, сжигает его тело и сеет его останки в землю. Это способствует возвращению Баала из преисподней на землю.
 
==МНМ==
 
==МНМ==
 
:Ана́т
 
:Ана́т
Строка 10: Строка 10:
  
 
И. Ш. Шифман
 
И. Ш. Шифман
{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center"
 
|-
 
| valign="top" align="left" |
 
:хххе́
 
Основные значения:
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
 
 
См. также:
 
:
 
----
 
:
 
----
 
:
 
|}
 
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Одноимённая статья в [[MNME]]

Версия 16:43, 9 февраля 2021

В палестинской мифологии сестра и супруга умирающего и воскресающего бога плодородия Баала (Ваала), богиня охоты и войны. Поддерживает Баала в его сражении с богом морей и рек Иам-Нахар и на пиру в честь победы Баала убивает всех его врагов, подвешивая их головы и руки к своему поясу, погружаясь по пояс в кровь убитых. После убийства Баала богом бесплодия и смерти Мотом (Муту), Анат разыскивает и хоронит тело брата. По прошествии семи лет Анат сражается с Мотом и убивает его, сжигает его тело и сеет его останки в землю. Это способствует возвращению Баала из преисподней на землю.

МНМ

Ана́т
nt

В западносемитской мифологии богиня охоты и битвы. А. — дева-воительница, сестра и возлюбленная умирающего и воскресающего бога Балу (Алиййану-Балу, Баал-Хаддада), дочь Илу и Ашеры. В Угарите А. имеет эпитет «невестка народа»: по-видимому, она считалась также возлюбленной смертного представителя предков угаритян. В угаритском цикле мифов о Балу А. активно помогает Балу в борьбе с его врагами, прежде всего Myту и Йамму. Когда Балу гибнет, убитый Муту, скорбящая А. бродит в поисках его тела и затем погребает его на горе Цапану. Она мстит Муту, разрубает, сжигает и мелет подобно зерну его тело, развеивает его по полю, после чего Балу возвращается к жизни. А. борется и с другими разрушительными силами, такими, как Латану (см. Левиафан), ради плодородия и жизни. А. предстаёт как жестокая и необузданная богиня (ср. егип. Сехмет, шумер. Инанна). Известен эпизод мифа о том, как она предавалась веселью, учинив кровопролитную расправу над бесчисленным количеством «мужей востока и запада» и, не удовлетворившись этим, обратила свой гнев на гостей, которые были у неё на пиру (успокоившись, она совершила омовение). Владычица зверей и птиц, А. губит Акхата, не пожелавшего отдать ей чудесный лук. А. является посредницей между Балу и Илу: угрозами и восхвалением она добилась от последнего разрешения на постройку дома для Балу.

В доиудаистическом пантеоне древних евреев А. — супруга Йахве (см. Йево). А. вошла также в египетский пантеон как супруга Сета (с которым египтяне отождествляли Балу). По египетским источникам известны мифы (видимо, палестинского происхождения) о священном соитии Сета и А.; о том, как Гор (возможно, соответствовавший западносемитскому Астару) запечатал лоно у А. и Астарты, а Сет снял печать; о том, что А. и Астарта были отданы в жёны Сету богом солнца Ра (западносемитский Шамшу?). А. почиталась также на Кипре.

Черты А. и Астарты позднее слились в образе Атаргатис. Образ А., вероятно, лежал также в основе представлений об Аззанатконе — богине, почитавшейся в Дура-Европос и отождествлявшейся с Артемидой и Минервой. В эллинистический период А. отождествлялась с Афиной. Известны изображения А. с двумя парами крыльев (одна поднята, другая опущена), с рогами, растущими из лба, и солнечным диском между ними, кормящей двух отроков (богов?).

И. Ш. Шифман

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии