Айрьяман: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
---- | ---- | ||
:[[Арьяман]] | :[[Арьяман]] | ||
− | : | + | :Еремон |
:[[Ангро-Майнью]] | :[[Ангро-Майнью]] | ||
:[[Ахурамазда]] | :[[Ахурамазда]] |
Версия 21:46, 9 февраля 2021
В иранской мифологии благое божество (Младшая Авеста), персонификация достоинств первобытной общины ариев, их образа мыслей, этических норм, телесного и духовного здоровья. Имеет соответствия в ведийской (Арьяман) и кельтской (Еремон) мифологии: истоки образа уходят в индоевропейскую эпоху. Во всех трёх традициях был причастен к врачебной магии. «Видевдат» (22) излагает миф о заступничестве Айрьямана за правое дело искоренения всех болезней. Злой дух Ангро-Майнью сотворил их в таком количестве, что сам Ахурамазда оказался не в силах справиться с ними и был вынужден послать к Айрьяману вестника с мольбой о помощи и посулами умилостивить его закланием жертвенных животных. Айрьяман снизошёл к просьбам верховного божества и успешно исполнил свою целительную миссию. Некоторые исследователи, однако считают Айрьямана вторичной, искусственно образованной фигурой в пантеоне «Авесты». В системе зороастрийской ортодоксии функции Айрьямана отошли к Сраоше. |
См. также:
|
Литература
- Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
- Dumйzil G., Arн, Aryaman, а propos de Paul Thieme «arн. Fremder», «Journal Asiatique», 1958, t. 246, fasc. l < MNME
- Kellens J., Un «ghost — god» dans la tradition zoroastrienne, «Indo-Iranian Journal». 1977, v. 19, No 1/2 < MNME