Атар: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
---- | ---- | ||
:[[Ахурамазда]] | :[[Ахурамазда]] | ||
− | :[[Ажи-Дахак]] | + | :[[Ажи-Дахака|Ажи-Дахак]] |
− | : | + | :Хварно |
:[[Фарн]] | :[[Фарн]] | ||
---- | ---- |
Версия 23:10, 9 февраля 2021
В иранской мифологии персонификация огня, образ индоиранской древности[1]. По учению «Гат», Атар — не самостоятельно действующая сила, но символ и внешнее проявление высшего божества[2], иногда его «тело»[3]. Индоевропейским представлениям об огненной природе всего бытия соответствует иранский миф о том, что бог создал небо, воды, землю, растения, животных, человека и «во всем этом был распределен огонь»[4]. В «Младшей Авесте» Атар — сын Ахурамазды[5], в отличие от «Гат» он трактовался как отдельная личность с собственной волей. Авестийская традиция подчеркивала родство Атара с духовными, а не с телесными силами космоса. По «Видевдату» (XVIII) и «Яшту» (XIX) огонь смертен, его существованию постоянно угрожают силы тьмы, особенно дракон Ажи-Дахака. Атар боролся с ним, в частности за право обладания атрибутом царственности — хварно. Известны древние святилища огня в Иране[6]. Поклонение огню было характерно для всего иранского мира при заметных различиях локальных его форм. В древне-персидском календаре фигурировал месяц «поклонения огню» я совершались огненные ритуалы[7], известные также скифам, парфянам, хорезмийцам. По огню гадали и предсказывали будущее</ref>"Ясна" 31, 9, 19; 36, 7, сообщения Катулла (90, 5). Агафия, Порфирия и др.</ref>. |
См. также:
|
Литература
- Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
- Hertel J., Die arischе Feuerlehre, Lpz., 1925 < MNME
- Kramers J. H., Iranian Fire-Worship, в его кн.: Analecta Orientalia, v l, Leiden, 1954 < MNME
- Paoloni С., I fuochi sacri dell antica Persia Mil.,1971.