Часослов: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 14: | Строка 14: | ||
*Предобедня — [[Посещение Девой Марией Елисаветы]], | *Предобедня — [[Посещение Девой Марией Елисаветы]], | ||
*Первый час — [[Рождество Христово]], | *Первый час — [[Рождество Христово]], | ||
− | *Третий час — | + | *Третий час — Благовестие пастухам, |
*Шестой час — [[Поклонение волхвов]], | *Шестой час — [[Поклонение волхвов]], | ||
− | *Девятый час — | + | *Девятый час — Введение во храм, |
*Вечерня — [[Бегство в Египет]], | *Вечерня — [[Бегство в Египет]], | ||
*Повечерие — [[Коронование Девы Марии]]. | *Повечерие — [[Коронование Девы Марии]]. |
Версия 23:48, 9 февраля 2021
Популярная в позднем средневековье богослужебная книга для мирян. Название часослову дали канонические часы (лат. — home) — особые часы дня (в католической Церкви их восемь), за которыми закреплены определенные молитвы, псалмы и чтения, все вместе составлявшие Божественную службу — церковную литургию. В основу часослова легли тексты малой службы Девы Марии — специальные молитвы в ее честь, добавленные к Божественной литургии на протяжении Х в.
Книга начиналась с календаря, перечислявшего церковные праздники года, далее следовали выдержки из каждого из Евангелий. Календарь мог иллюстрироваться «делами» месяцев (сезонные работы) и зодиакальными знаками, изображениями четырех евангелистов и т.д. Содержание книги весьма изменчиво, но обычно в неё входят:
Каждый раздел сопровождается устоявшимся изобразительным радом. Так, Часы Девы Марии традиционно иллюстрировались следующим образом:
Соответственно:
Те часословы, которые заказывались богатыми патронами художников, стали шедеврами, благодаря роскошному оформлению, особенно это характерно для XIV—XV вв. Таков, например, «Роскошный часослов]]» герцога Берри (Музей Конде, Шантильи), иллюстрированный в основном братьями Лимбургскими. |
См. также: |
Примечания
- ↑ В «Роскошном часослове» имеется изображение смерти Раймона Диокраса, см. Бруно