Засуха: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
(а)
Строка 4: Строка 4:
  
 
— в народных представлениях стихийное бедствие, посылаемое людям свыше в наказание за грехи; может быть также вызвано злокозненными действиями демонов или колдунов, «запирающих дождь». По болгарским верованиям, 3. наступает и в случае, если св. Илья, заведующий небесной влагой, разболеется и не сможет «водить облака». Главной причиной 3. считается «осквернение земли», т.е. погребение нечистых покойников — самоубийц, утопленников, висельников, которых «земля не принимает». Отсюда такие древние способы магического прекращения 3., как разрушение могилы, выбрасывание трупа в воду или современный «ослабленный» вариант — разрушение, снятие креста с могилы. По верованиям восточных славян, заложные покойники и особенно утопленники и опойцы страдают неутолимой жаждой и высасывают всю влагу из земли на огромном расстоянии от могилы. В Болгарии причиной 3. считали погребение неоплаканного покойника, а также «попадание дождя в могилу», т.к. это могло «закопать дождь» (Пиринский край, Добруджа). Сербы Кордуна верили, что 3. мог вызвать «связанный» покойник, т.е. тот, кого похоронили, не развязав на нем всего, что было завязано (пояс, шнурки и т.п.), а также «сухой» покойник, т.е. похороненный необмытым. Засухой грозит также нарушение запретов, связанных с землей. Согласно верованиям, земля «спит» от Воздвижения (14/27.IX) до Благовещения и прикосновение к ней в это время недопустимо: нельзя копать, рыть ямы, вкапывать столбы и т.п. Сооружение заборов, оград и построек весной, до Благовещения, приводит к «загораживанию дождя» летом, поэтому в случае 3. такие заборы и постройки разрушали, чтобы «искупить грех» и освободить дождь. Аналогично нарушение запрета на ткаческие работы (снование, прядение, тканье и др.) было опасно тем, что работающий в неурочное время мог «засновать» дождь. Если такой грех раскрывался, то во время 3. обливали водой повинную в нем женщину или ткацкий станок, который могли даже вытаскивать из дома и ломать (Полесье). Жители Силезии считали, что 3. может навлечь на округу роженица, не совершившая в церкви положенный очистительный обряд «вво-дины» через шесть недель после родов. Причиной 3. становятся преступления против «родового закона»: кровосмешение, братоубийство, рождение внебрачного ребенка, нарушение супружеской верности и т.п. В Болгарии, в Странд-же, в случае продолжительной 3. старые женщины (чаще вдовы) шли к согрешившей девушке, вели ее к реке или источнику и обливали водой. Магическая связь огня, очага, печи с 3. (небесным огнем) лежит в основе представления о том, что печь хлеб, жарить что-нибудь в праздник Благовещения, когда такие действия запрещены,— грех, влекущий за собой 3.: «будет так печь, как печется на сковороде» (Полесье). Болгары в окрестностях Тырново считали, что виновником 3. может быть тот, кто складывал печь в период между Пасхой и Юрьевым днем. Этой же связью объясняются и верования, по которым гончары и черепичники являются виновниками 3., их ремесло связано с огнем, печью, обжигом. В западной Болгарии было известно о магических действиях, совершаемых горшечниками, нуждающимися в ясной, сухой погоде: они якобы закапывали в землю осленка или кошку для того, чтобы предотвратить дождь во время сушки черепицы. Ср. способ противодействия: чтобы прекратить 3., вызванную действиями чере-пичников, у них похищали (см. Кража) кирпич или черепицу и бросали их в воду. Для предупреждения 3. соблюдалось множество других запретов и предписаний хозяйственного и бытового характера (например, нельзя было оставлять на зиму нетрепаный лен; запрещалось сажать весной чеснок и т.п. — Полесье). Совершались также специальные превентивные обряды вызывания дождя. Например, болгары Приазовья, когда пекли хлеб из муки нового урожая, сначала кусочек этого хлеба бросали в воду, чтобы Бог дал дождь, а потом уже ели хлеб; если кусочек хлеба, брошенный в колодец, попадался кому-нибудь в ведро, его приносили домой, делили между всеми членами семьи и, перекрестившись, ели. См. также Дождь. СМ. Толстая < [[SMES]]
 
— в народных представлениях стихийное бедствие, посылаемое людям свыше в наказание за грехи; может быть также вызвано злокозненными действиями демонов или колдунов, «запирающих дождь». По болгарским верованиям, 3. наступает и в случае, если св. Илья, заведующий небесной влагой, разболеется и не сможет «водить облака». Главной причиной 3. считается «осквернение земли», т.е. погребение нечистых покойников — самоубийц, утопленников, висельников, которых «земля не принимает». Отсюда такие древние способы магического прекращения 3., как разрушение могилы, выбрасывание трупа в воду или современный «ослабленный» вариант — разрушение, снятие креста с могилы. По верованиям восточных славян, заложные покойники и особенно утопленники и опойцы страдают неутолимой жаждой и высасывают всю влагу из земли на огромном расстоянии от могилы. В Болгарии причиной 3. считали погребение неоплаканного покойника, а также «попадание дождя в могилу», т.к. это могло «закопать дождь» (Пиринский край, Добруджа). Сербы Кордуна верили, что 3. мог вызвать «связанный» покойник, т.е. тот, кого похоронили, не развязав на нем всего, что было завязано (пояс, шнурки и т.п.), а также «сухой» покойник, т.е. похороненный необмытым. Засухой грозит также нарушение запретов, связанных с землей. Согласно верованиям, земля «спит» от Воздвижения (14/27.IX) до Благовещения и прикосновение к ней в это время недопустимо: нельзя копать, рыть ямы, вкапывать столбы и т.п. Сооружение заборов, оград и построек весной, до Благовещения, приводит к «загораживанию дождя» летом, поэтому в случае 3. такие заборы и постройки разрушали, чтобы «искупить грех» и освободить дождь. Аналогично нарушение запрета на ткаческие работы (снование, прядение, тканье и др.) было опасно тем, что работающий в неурочное время мог «засновать» дождь. Если такой грех раскрывался, то во время 3. обливали водой повинную в нем женщину или ткацкий станок, который могли даже вытаскивать из дома и ломать (Полесье). Жители Силезии считали, что 3. может навлечь на округу роженица, не совершившая в церкви положенный очистительный обряд «вво-дины» через шесть недель после родов. Причиной 3. становятся преступления против «родового закона»: кровосмешение, братоубийство, рождение внебрачного ребенка, нарушение супружеской верности и т.п. В Болгарии, в Странд-же, в случае продолжительной 3. старые женщины (чаще вдовы) шли к согрешившей девушке, вели ее к реке или источнику и обливали водой. Магическая связь огня, очага, печи с 3. (небесным огнем) лежит в основе представления о том, что печь хлеб, жарить что-нибудь в праздник Благовещения, когда такие действия запрещены,— грех, влекущий за собой 3.: «будет так печь, как печется на сковороде» (Полесье). Болгары в окрестностях Тырново считали, что виновником 3. может быть тот, кто складывал печь в период между Пасхой и Юрьевым днем. Этой же связью объясняются и верования, по которым гончары и черепичники являются виновниками 3., их ремесло связано с огнем, печью, обжигом. В западной Болгарии было известно о магических действиях, совершаемых горшечниками, нуждающимися в ясной, сухой погоде: они якобы закапывали в землю осленка или кошку для того, чтобы предотвратить дождь во время сушки черепицы. Ср. способ противодействия: чтобы прекратить 3., вызванную действиями чере-пичников, у них похищали (см. Кража) кирпич или черепицу и бросали их в воду. Для предупреждения 3. соблюдалось множество других запретов и предписаний хозяйственного и бытового характера (например, нельзя было оставлять на зиму нетрепаный лен; запрещалось сажать весной чеснок и т.п. — Полесье). Совершались также специальные превентивные обряды вызывания дождя. Например, болгары Приазовья, когда пекли хлеб из муки нового урожая, сначала кусочек этого хлеба бросали в воду, чтобы Бог дал дождь, а потом уже ели хлеб; если кусочек хлеба, брошенный в колодец, попадался кому-нибудь в ведро, его приносили домой, делили между всеми членами семьи и, перекрестившись, ели. См. также Дождь. СМ. Толстая < [[SMES]]
[[Категория:Славянская мифология]]
+
[[Категория:Явления природные]]

Версия 01:29, 24 декабря 2020

вызывающей засуху

существо, преградившее течение вод

— в народных представлениях стихийное бедствие, посылаемое людям свыше в наказание за грехи; может быть также вызвано злокозненными действиями демонов или колдунов, «запирающих дождь». По болгарским верованиям, 3. наступает и в случае, если св. Илья, заведующий небесной влагой, разболеется и не сможет «водить облака». Главной причиной 3. считается «осквернение земли», т.е. погребение нечистых покойников — самоубийц, утопленников, висельников, которых «земля не принимает». Отсюда такие древние способы магического прекращения 3., как разрушение могилы, выбрасывание трупа в воду или современный «ослабленный» вариант — разрушение, снятие креста с могилы. По верованиям восточных славян, заложные покойники и особенно утопленники и опойцы страдают неутолимой жаждой и высасывают всю влагу из земли на огромном расстоянии от могилы. В Болгарии причиной 3. считали погребение неоплаканного покойника, а также «попадание дождя в могилу», т.к. это могло «закопать дождь» (Пиринский край, Добруджа). Сербы Кордуна верили, что 3. мог вызвать «связанный» покойник, т.е. тот, кого похоронили, не развязав на нем всего, что было завязано (пояс, шнурки и т.п.), а также «сухой» покойник, т.е. похороненный необмытым. Засухой грозит также нарушение запретов, связанных с землей. Согласно верованиям, земля «спит» от Воздвижения (14/27.IX) до Благовещения и прикосновение к ней в это время недопустимо: нельзя копать, рыть ямы, вкапывать столбы и т.п. Сооружение заборов, оград и построек весной, до Благовещения, приводит к «загораживанию дождя» летом, поэтому в случае 3. такие заборы и постройки разрушали, чтобы «искупить грех» и освободить дождь. Аналогично нарушение запрета на ткаческие работы (снование, прядение, тканье и др.) было опасно тем, что работающий в неурочное время мог «засновать» дождь. Если такой грех раскрывался, то во время 3. обливали водой повинную в нем женщину или ткацкий станок, который могли даже вытаскивать из дома и ломать (Полесье). Жители Силезии считали, что 3. может навлечь на округу роженица, не совершившая в церкви положенный очистительный обряд «вво-дины» через шесть недель после родов. Причиной 3. становятся преступления против «родового закона»: кровосмешение, братоубийство, рождение внебрачного ребенка, нарушение супружеской верности и т.п. В Болгарии, в Странд-же, в случае продолжительной 3. старые женщины (чаще вдовы) шли к согрешившей девушке, вели ее к реке или источнику и обливали водой. Магическая связь огня, очага, печи с 3. (небесным огнем) лежит в основе представления о том, что печь хлеб, жарить что-нибудь в праздник Благовещения, когда такие действия запрещены,— грех, влекущий за собой 3.: «будет так печь, как печется на сковороде» (Полесье). Болгары в окрестностях Тырново считали, что виновником 3. может быть тот, кто складывал печь в период между Пасхой и Юрьевым днем. Этой же связью объясняются и верования, по которым гончары и черепичники являются виновниками 3., их ремесло связано с огнем, печью, обжигом. В западной Болгарии было известно о магических действиях, совершаемых горшечниками, нуждающимися в ясной, сухой погоде: они якобы закапывали в землю осленка или кошку для того, чтобы предотвратить дождь во время сушки черепицы. Ср. способ противодействия: чтобы прекратить 3., вызванную действиями чере-пичников, у них похищали (см. Кража) кирпич или черепицу и бросали их в воду. Для предупреждения 3. соблюдалось множество других запретов и предписаний хозяйственного и бытового характера (например, нельзя было оставлять на зиму нетрепаный лен; запрещалось сажать весной чеснок и т.п. — Полесье). Совершались также специальные превентивные обряды вызывания дождя. Например, болгары Приазовья, когда пекли хлеб из муки нового урожая, сначала кусочек этого хлеба бросали в воду, чтобы Бог дал дождь, а потом уже ели хлеб; если кусочек хлеба, брошенный в колодец, попадался кому-нибудь в ведро, его приносили домой, делили между всеми членами семьи и, перекрестившись, ели. См. также Дождь. СМ. Толстая < SMES