Змей у славян: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(ы)
 
м (Замена текста — «Растения» на «Растительность»)
Строка 62: Строка 62:
 
*носят под языком, чтобы выиграть суд — у мораван,
 
*носят под языком, чтобы выиграть суд — у мораван,
 
*голову кладут в семена во время сева для богатого урожая — у хорватов и т. д.
 
*голову кладут в семена во время сева для богатого урожая — у хорватов и т. д.
Растения (чеснок, лук, бобы и др.), проращиваемые через голову змеи, используют:
+
Растительность (чеснок, лук, бобы и др.), проращиваемые через голову змеи, используют:
 
*в любовной магии — у южных славян,
 
*в любовной магии — у южных славян,
 
*для распознания ведьмы — у украинцев, сербов и хорватов,
 
*для распознания ведьмы — у украинцев, сербов и хорватов,

Версия 04:51, 8 декабря 2020

Змей

У южных славян атмосферный демон, борец с алами и другими предводителями градовых туч, защитник посевов от града и непогоды, покровитель сельских угодий; мифологический любовник, от связи которого с женщиной рождаются юнаки и борцы с градовыми тучами. В песнях встречается аналогичный женский персонаж — змеица, змейкиня — который вступает в связь с молодыми мужчинами. У восточных и западных славян змей — опасный демон, черт или ходячий покойник, любовные отношения с которым губительны для женщины.

3мей происходит из животных, изживших естественный для них срок жизни: из девяти- или сорокалетних змеи, ящерицы, карпа, которых в течение этого срока никто не видел. Он рождается также из яйца, снесенного и высиженного курицей, которое не заметил человек. Согласно македонским верованиям, змей рождается от связи между мифологическими существами, например: между змеем и самовилой, а также от связи земной женщины со змеем или солнцем; в результате половых отношений мужа и жены в ритуально запрещенные периоды времени. Болгары считали, что змеем становится ребенок, рожденный после смерти отца.

Беременность женщины, вынашивающей змея, протекает ненормально долго: 11, 15, 20 месяцев или три года. Ребенок-змей рождается с крыльями под мышками, от рождения обладает необычайной силой и начинает ходить на второй или третий день. Такого ребенка до 40 дней никому не показывали, чтобы он не умер. Узнав о рождении змея, ночью собирались девять или 12 девушек или старух, молча пряли пряжу и за один день шили ему рубашку, чтобы закрыть крылья; после облачения в такую рубашку ребенок-змей получал огромную силу.

В воздухе змей выглядит как большая крылатая змея, падающая звезда, метеор, радуга, огненная птица с хвостом. По болгарским верованиям, змей выше пояса выглядит как красивый юноша, а ниже — как пестрый уж. Его тело покрыто золотистой рыбьей или роговой чешуей. При контактах с человеком, особенно со своей возлюбленной, змей принимает человеческий облик. Приблизившись к дому, в который он летит, змей рассыпается золотыми искрами и превращается в красивого и стройного молодого человека.

3мей обитает в горных пещерах, норах и старых дуплистых деревьях, на неприступных горных лугах, в озерах и больших водоемах. Он прилетает к своим жертвам по ночам и остается у них до первых петухов или до сумерек. Активность змея усиливается во время грозы.

Главной функцией змея является его борьба с демонами, насылающими на поля градовые тучи. Побежденный змей падает на землю в виде человека или большой змеи. По болгарским поверьям, нива, на которую упал змей, становится необычайно плодородной. Полагают, что у каждого села есть свой змей-защитник. Обладая огненной природой, змей вызывает засуху там, где слишком долго находится, поэтому известны ритуальные приемы выпроваживания змея из села во время засухи.

3мей является мифологическим любовником, который вступает в сексуальные отношения с земными женщинами, принимая человеческий облик. В Македонии и восточной Сербии такая связь часто воспринималась положительно. По болгарским поверьям, змей имеет доступ к девушкам, если они умываются водой, оставленной открытой во время грозы, если в младенчестве мать клала их на место, на котором режут хлеб, моют посуду, выливают помои, к девушкам, зачатым или родившимся в один день с ним. Женщина или девушка, которую посещает змей, сохнет, бледнеет и быстро чахнет. Смерть девушки в результате подобной любви считалась свадьбой со змеем. Детей, рожденных от змея, считали героями, юнаками или людьми, обладающими необыкновенными свойствами: огромной силой, способностью отвращать градовые тучи, убивать демонов. Многие болгарские и сербские исторические лица считались сыновьями 3мея.

У болгар известны жертвоприношения, призванные задобрить змея, чтобы он охранял село от непогоды: три обнаженные вдовы молча замешивают тесто и пекут три каравая. На следующее утро после восхода солнца ставят намазанные медом караваи под дерево, которое считается его жилищем, и закалывают там черную курицу.

У восточных и западных славян основной функцией змея являются его сексуальные отношения с женщинами.

В воздухе змей выглядит как светящийся клубок синего цвета, летящее огненное коромысло, огненный веник. На земле он принимает облик покойника-мужа или возлюбленного женщины. По русским поверьям, у змея нет спинного хребта, у него человеческий облик, но несколько голов. Гостинцы, которые он приносит женщине, утром превращаются в лошадиный навоз. 3мей появляется из облаков и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу.

3мей мучает свою жертву, сосет у нее из грудей молоко или кровь, а под конец убивает. От связи змея с женщинами рождаются демоны или уроды. Беременность в этом случае протекает ненормально долго — до трех лет и часто кончается ничем: в животе женщины оказывается песок, она рожает головешку и т. п. Если от такой связи рождаются дети, они нежизнеспособны.

По поверьям восточных славян, главной причиной домогательств змея является нарушение запрета плакать, голосить по умершему, тосковать по находящемуся в отлучке мужу. Девушку может погубить без благословения поднятая ею на дороге вещь: бусы, платок, перстень, крест с загнутыми концами, которыми змей заманивает жертву или в которые он сам обращается.

Для изгнания змея на него накидывают крест или недоуздок. Над женщиной, ставшей его жертвой, читают молитвы от блудного беса по требнику Петра Могилы, ее бьют до первой крови. В доме, куда летает змей, читают Псалтырь, а окна, двери, печную трубу закрещивают. Власть змея над своей жертвой длится до тех пор, пока женщина не расскажет об этом постороннему человеку.

Для избавления от змея его стараются удивить чем-то необычным.

Змея

Один из ключевых персонажей народной зоологии, воплощающий все характеристики гадов. Родственные названия и поверья объединяют змею со змеем. Важнейшая характеристика змеи — ее хтоническая природа. Змея сочетает в себе мужскую и женскую, водную и огненную символику, отрицательное и положительное начала. Ей присущи апотропейные и вредоносные свойства; она ядовита и целебна; нечистая тварь, источник зла и в то же время наделяет человека чудесными способностями и имеет покровительственные функции. Змее соответствует ряд предметных символов. Это длинные, чаще гибкие предметы: нитка, веревка, бусы, волосы, ветка, палка, веретено, пастушья свирель, фаллос.

Мужской образ змеи тесно связан с ее фаллической символикой (ср. русскую поговорку о мужчинах: «Галавища в маслище, сапажища в дегтище, а партки набиты змеей»). Женская символика змеи отражена в южнославянских поверьях о превращении змеи в девушку, в легендах и заклинаниях.

Отождествление змеи с дьяволом обусловлено христианским взглядом на змею как воплощение сатаны. По народным легендам, змеи попадали с небес при свержении в преисподнюю нечистой силы, произошли из крови Каина, из тела дьявола, из чрева убитого дракона, из пепла побежденного змея. За убийство змеи прощается несколько грехов.

Хтоническая символика змеи (связь с подземным мраком и миром мертвых) отражена в родстве слов «змея» и «земля», в южнославянских заговорах от змеиного укуса: прикладывая землю к месту укуса, произносят: «Земля землю (пусть) целует!» Способность змей влиять на дождь и град сближает ее с мертвыми. Домовую змею отождествляют с душой предка, а могильную — с душой погребенного. Хтонической природой обусловлен и антагонизм змеи и солнца: в южнославянских легендах змея поглощала солнце, его лучи, высасывала его глаза, а в поверьях других славян солнце радуется убитой змее или не может зайти, меркнет от взгляда змеи, высасывающего его силу. Поэтому убитую змею зарывают или вешают в тени, иначе солнце будет багроветь, «болеть» или плакать. Хтонизм змеи достигает космических масштабов в поверьях апокрифического происхождения об огромной змее в основании Земли, о гигантском уже в море посреди Земли.

3мея связана с водой, грозой, ветром. Известны южнославянские поверья о крылатых змеях, обитающих в озерах, о змеях — покровителях водоемов. Вода из источника, в котором живет змея, считается целебной. Убиение змеи способно вызвать дождь. 3мея может «запирать» воду в источнике и вызывать засуху. По польским поверьям, град на людей насылают змеи, а украинцы связывают появление вихря и бури со змеёй, у которой выросли крылья.

У змей есть царь или царица — укр. «гадячий царь», бел. «царь-уж», рус. «змеиная мать» и др. У такой змеи на голове корона, драгоценный камень, звезда, рога, петушиный гребень; ее отличительными признаками могут быть белый цвет, золотая или кошачья голова, петушиные ноги и т. п. У южных славян в роли царя змей известны также носатая гадюка, крылатая змей, змей, у лужичан — домовая змея. Царь змей обитает в подземном мире:

  • на краю света — у болгар,
  • в недрах земли — у поляков,
  • под корнями лещины с омелой — у поляков, сербов,
  • под белым камнем — у украинцев.

В определенные дни года он собирает всех змей: пробуждает их от зимнего сна, назначает каждой змее ее жертву, выслушивает исповедь о проведенном лете.

3меям приписывают ряд фантастических особенностей. Так, разрубленные части змеи способны срастаться, убитая змея может оживать от мочи лягушек, от осины, особого змеиного камня, корня или травы. Распространено представление о змеиных ногах. 3мея показывает их, когда ее бьют — у русских, македонцев, сербов, или испытывают огнем — у украинцев, хорватов, боснийцев. По южнославянским поверьям, девять или 12 пар скрытых ног змеи можно увидеть только в Юрьев день; человек, увидевший их, умрет. Легенды объясняют причину утраты змеями ног тем, что:

  • солнце прокляло ее за укус в глаз — у болгар,
  • Бог — за искушение Евы — у далматинцев, сербов, болгар,
  • Богородица — за то, что змея испугала ее — у поляков, и т. п.

Особо опасны змеи, которых считают слепыми. Так, медянка, по мнению украинцев, получает зрение лишь в Иванов день (24.VI) и тогда может пробить человека насквозь. Особо ядовита слепая веретеница — вид гадюки или безногая ящерица, причисляемая к змеям. На Украине происхождение змеи веретенник связывают с выброшенным веретеном, которым пряли в святочные вечера.

Всем славянам известны представления о домовой змее-покровительнице. Она оберегает, приносит достаток и благополучие, благодаря ей хорошо ведется скот. Ей оставляют молока, остатки ритуального ужина. Нередко в ней видят воплощение души предка, бывшего хозяина дома. Верят, что она присутствует (часто незримо) в каждом доме, живет под порогом, под печью, в подполье и показывается лишь перед смертью кого-либо из домашних. По болгарскому поверью, на Благовещение домовая змея пересчитывает членов семьи, а кого не досчитается, тот умрет в течение года. Южнославянские поверья приписывают змее роль покровителя и других локусов: источника, земельного надела, целой местности. Охранительницей старого дерева болгары считают двуглавую или старую большую змею. Полевая змея у болгар и сербов охраняет межи, оберегает поле от града. У сербов убитую в поле змею закапывают и ставят крест, чтобы не умер хозяин поля.

К чудодейственным атрибутам змей относятся камень, золотое яблоко, перстень, корона, гребень на голове и рожки. Обладание ими дает человеку счастье, защиту от змей, болезней и града, богатство, неистощимые запасы зерна или денег, способность видеть клады, лечить людей, понимать язык животных, насылать порчу. Завладеть этими атрибутами можно, когда змея оставляет их у водопоя или купается в реке на Петра и Павла (29.VII), поставив перед змеёй миску с молоком, расстелив платок или пояс. 3меи могут указывать людям охраняемые ими клады. Сам клад может обращаться в змею. 3мея наделяет человека также «живой травой», оживляющей людей, целебной травой, «разрыв-травой», открывающей любые запоры. Человек, отведавший змею, будет понимать язык животных или трав — у южных славян, станет ясновидящим — у украинцев, русских.

3мей используют в магических целях:

  • язык змеи дают съесть собаке, чтобы она была чуткой и злой — у поляков,
  • носят под языком, чтобы выиграть суд — у мораван,
  • голову кладут в семена во время сева для богатого урожая — у хорватов и т. д.

Растительность (чеснок, лук, бобы и др.), проращиваемые через голову змеи, используют:

  • в любовной магии — у южных славян,
  • для распознания ведьмы — у украинцев, сербов и хорватов,
  • ~ ~ черта — у болгар, сербов,
  • для оберега от нечистой силы — у украинцев, болгар, сербов,
  • для лечения скота — у болгар.

Палкой, которой разогнали змею и лягушку или двух змей:

  • разгоняют тучи — у белорусов, украинцев, поляков;
  • помогают при родах разрешиться от бремени — у сербов, боснийцев;
  • усмиряют пургу — у белорусов;
  • ~ или пожар — у украинцев.

Змеи выходят из нор:

  • 25.III, на Благовещение — у украинцев, поляков, южных славян,
  • на Сорок мучеников — у южных славян,
  • в Юрьев день — у хорватов, чехов, словаков,
  • в Тодорову или Лазареву субботу — у сербов,
  • после первого весеннего грома — у русских.

У македонцев известна обрядовая встреча змей на Евдокию (1.III) или на Сорок мучеников. До Юрьева дня, пока из недр земли не выйдет яд, укус змей, по верованиям хорватов и чехов, не опасен. Особенно значим момент летнего солнцестояния (Иванов и Петров дни), когда змеи в лесу собираются вместе во главе с их царем, а затем перестают жалить. 3меи уходят в норы:

  • на св. Марину 17.VII — у болгар,
  • Ильин день — у украинцев,
  • Преображение — у болгар,
  • Успение Богородицы, 15.VIII — у болгар,
  • св. Варфоломея, 24.VIII — у словаков,
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя, 29.VIII — у русских, болгар,
  • Рождество Богородицы, 8.IX — у сербов, поляков, мораван,
  • Воздвижение — у хорватов, восточных славян,
  • Покров Богородицы — у болгар, украинцев.

Перед уходом залезают на деревья, чтобы последний раз взглянуть на небо — у украинцев, услышать церковный звон — у белорусов. 3мея, которая кого-нибудь укусила, земля не принимает. 3меи уходят на зимовье на край света в пещеру змеиного царя — у болгар, в ирий, куда улетают и птицы — у украинцев, белорусов, в яму или нору, соотносимую с миром мертвых.

Специальные дни посвящены изгнанию змей и оберегам от них, особенно у южных славян — «змеиный день» у сербов и болгар:

  • первый день марта,
  • Сорок мучеников,
  • Благовещение,
  • Юрьев день,
  • св. Еремия (1.V) и др.

Обереги и запреты, связанные со змеями, направлены на защиту скота и людей. Оберегами служат:

  • огонь костра, угли, печная утварь — у южных славян;
  • металлические и острые предметы, особенно игла — у южных славян;
  • освященные предметы — у поляков;
  • змеевидные хлебцы — у болгар;
  • папоротник — у словенцев,
  • колючий шиповник — у поляков,
  • пахучие чеснок — у южных славян, и хрен — у поляков;
  • ритуальный шум, окуривание дымом, бросание камня — у южных славян,
  • вынесение веников подальше от дома — у украинцев, и др.

Запреты касаются:

  • чесания волос — у сербов,
  • прядения — у болгар, поляков,
  • использования предметов, выступающих в этом случае как символы змеи:
— ниток — у южных славян, украинцев,
— веревок — у болгар, сербов, бус — у русских
— других гибких предметов — у сербов, македонцев,
— веток — у поляков;
  • пользования острыми колющими или режущими предметами, символизирующими жало змеи — у южных славян, украинцев;
  • раскрывания ножниц, складных ножей, гребней и сундуков, напоминающих раскрытую пасть змеи — у сербов, македонцев;
  • пахоты, и копания земли как змеиного локуса — у болгар, поляков, украинцев.
00-00-000-000.jpg См. также:
Животные
Змей
Славянская мифология

Хала
Вилы
Чудо
Покойник

Литература

  • Гура А. В. Одноимённая статья в SMES

Примечания и комментарии