Жар-птица: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «[[Перо» на «[[Перо птичье»)
м
Строка 13: Строка 13:
 
:[[Перо птичье]]
 
:[[Перо птичье]]
 
:[[Золото]]
 
:[[Золото]]
:[[Огонь]]
+
:[[Огонь, стихия|Огонь]]
 
:[[Огненный змей]]
 
:[[Огненный змей]]
 
----
 
----

Версия 11:56, 11 июля 2021

В восточнославянской мифологии чудесная птица. Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Золотая окраска Жар-птицы, её золотая клетка связана с тем, что птица прилетает из другого («тридесятого царства»), откуда происходит всё, что окрашено в золотой цвет. Жар-птица может выступать в роли похитителя, сближаясь в этом случае с Огненным Змеем: она уносит мать героя сказки «за тридевять земель». Сравнительный анализ позволяет предположить древнюю связь Жар-птицы и словацкой «птицы-огневика» с другими мифологическими образами, воплощающими огонь, в частности с огневым конём-птицей.

Возможный из множества прообразов — золотокрылая птица счастья восточных сказок (потеряла перо в саду отца трех братьев, которые и отправляются на поиски чудесной птицы).

Образ получил развитие во множестве литературных произведений.

Как символическая жар-птица иногда рассматривается орёл — вестник между Солнцем и Землей, посредник между богами и людьми, спутник или же само воплощение богов.

Бакст Лев Самойлович. Танцовщица из балета «Жар-птица» См. также:
Славянская мифология

Перо птичье
Золото
Огонь
Огненный змей

Литература

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME