Цогтай-хан: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 22: | Строка 22: | ||
См. также: | См. также: | ||
:[[Монгольских народов мифология]] | :[[Монгольских народов мифология]] | ||
− | :[[Огонь]] | + | :[[Огонь, стихия|Огонь]] |
---- | ---- | ||
:[[Шидургу-хаган]] | :[[Шидургу-хаган]] |
Версия 12:11, 11 июля 2021
В мифологии монгольских народов (ойратов) хранитель чудесных знаний, прежде всего искусства добывания огня (ср. Шидургу-хаган). По легенде кукунорских ойратов (элетов), Цогтай-хан, страдавший запором из-за того, что сел на шапку, подаренную далай-ламой, лечился чаем, в котором по его приказу варили отобранных у матерей трёхлетних детей. Батур-мусу — «демону-богатырю», посланному Геген-ханом — «светлейшим государем», прекратить злодеяния, Цогтай-хан в качестве выкупа за свою жизнь предложил открыть магические секреты: застёгивать землю, арканом спускать с неба солнце и луну, находить в пустыне воду, быстро преодолевать огромные расстояния. Он научил Батур-муса искусству добывания огня, но всё же был им обезглавлен. С тех пор люди могут высекать огонь из камня. Прозвище Цогтай-хана — «с большим фаллосом», — очевидно, указывает на символику производительности, свойственную духам огня (см. в ст. Отхан-Галахан). Возможно, не случайно сходство имени Цогтай-хана с именем сына Чингисхана Чагатая (Цагатая), отличавшегося жестокостью, бывшего жрецом родового очага и после смерти обожествлённого в качестве духа огня (см. Сахядай-нойон). С другой стороны, ср. персонаж в бурятской мифологии, имя которого почти совпадает с именем Цогтай-хана: Сокто-мерген, сын Солбона (Цолмона), ему, согласно мифу, причинила болезнь дочь моря (в титуле же Далай-лама «далай» тоже означает «море»). |
См. также: |