Паникс: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
Строка 13: Строка 13:
  
 
См. также:
 
См. также:
:[[Огонь]]
+
:[[Огонь, стихия|Огонь]]
 
----
 
----
 
:[[Очаг]]
 
:[[Очаг]]

Версия 12:20, 11 июля 2021

Па́никс; Пóнике

Мифологизированный образ огня у пруссов, огонь очага, по-видимому, «новый» или «живой» огонь, полученный во время особого ритуала. Его называли святым (schwante panicke, swente panike, szwenta ponyke), и с ним связывался ряд ритуалов и ритуальных запретов. Видимо, Паникс имел два образа — мужской и женский. Само имя Паникс обозначает огонь и имеет надёжные индоевропейские параллели в хеттском, тохарском, германском и других языках.

К Паниксу обращались с молитвами и просьбами. Согласно Длугошу (XV в., «История Польши», кн. XII), в храме в Вильнюсе был жрец Зинч, наблюдавший за неугасимым святым огнём и занимавшийся гаданием и узнаванием (видимо, толкованием знамений).

К. Буга предложил правдоподобную конъектуру названия Зинч — *ziniz, литов. zynys < zinoti, «знать». По сходному принципу образуется и название жреца — вайделота у пруссов < waid- — «ведать», «знать».

Из-за ошибки в «Хронике» Гванини (1578 г.) *ziniz (y Длугоша) превратилось в znicz, и это название стало рассматриваться как обозначение самого священного огня.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Огонь

Очаг

Бангпутис

Литература

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Buga K., Rinktiniai rastai, t. l, Vilnius, 1958 < MNME