Бузина: различия между версиями
(в) |
м (Замена текста — «Растения» на «Растительность») |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
У пpуссов святым деpевом считалась бузина. До pеволюции в Киевской губеpнии ни один кpестьянин не стал бы pубить или коpчевать бузину, так как это деpево садит чеpт, и как бы он не pассеpдился, послав на семью несчастье. Бузина pосла как межевой знак. Жечь бузину боялись, иначе домашняя птица погибнет, а в печь удаpит молния. Hельзя было и уничтожать ее коpни — скоpчит ноги и pуки. | У пpуссов святым деpевом считалась бузина. До pеволюции в Киевской губеpнии ни один кpестьянин не стал бы pубить или коpчевать бузину, так как это деpево садит чеpт, и как бы он не pассеpдился, послав на семью несчастье. Бузина pосла как межевой знак. Жечь бузину боялись, иначе домашняя птица погибнет, а в печь удаpит молния. Hельзя было и уничтожать ее коpни — скоpчит ноги и pуки. | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Растительность]] |
Версия 11:03, 8 декабря 2020
≈ Самбук /
► Колдовство, магия и силу духов.
В Северной Европе (Особенно в Дании ) считалась магическим деревом. Считалось, что изготавливать мебель из её древесины – дурной знак. Веточку бузины надевали на Вальпургиеву ночь как защиту против колдовства.
Наиболее суеверные извинялись перед растением, когда срывали цветы или ягоды.
Некоторые полагают, что Иуда Искариот повесился на бузине.
— в народных представлениях воплощение и вместилище черта и т.п. (преимущественно,в западнославянском, отчасти^ападноукраинском ареале); проклятое, нечистое и опасное растение; отсюда ограниченное использование Б. в семейных и календарных обрядах и широкое ее применение в магии, оберегах, гаданиях, народной медицине. У русских и белорусов подобные представления и обрядовые функции связаны с осиной, вербой и некоторыми другими деревьями. Б., по польским поверьям, существует от начала мира и потому была свидетельницей мифических протособытий (грехопадения Адама и Евы, убийства Авеля) и событий христианской истории (предательства Иуды). Считалось, что под Б. и в ее корнях живет дух, демоническое существо (черт, бес и др.). В польском предании говорится о том, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху Б., чтобы она охраняла его. На Украине верили, что Б. «насадил черт» и теперь постоянно живет под ней. Поэтому ее нельзя выкапывать с корнем, чтобы не раздражать черта. На Западной Украине известны мифологические рассказы о лесных духах, обитающих в зарослях Б., о превращении вампира в куст Б. Сербы считали куст Б. местом обитания вил. Вместе с тем Б. — обиталище домашних духов, приносящих хозяевам добро, опекунов хозяйства (ср. Дух-обогатитель). Отношение к Б. как к опасному растению отразилось в запрете выкапывать (выкорчевывать) Б., нарушение которого могло привести к смерти человека, несчастьям и различным болезням, а также к падежу скота. В случае необходимости для выкорчевывания Б. специально нанимали (в Польше, например) калек или душевнобольных. На Украине и в Польше известна легенда о том, что на Б. якобы повесился Иуда (или дьявол), отчего ее листья и ягоды издают трупный запах, ее нельзя использовать в бытовых целях и т.п. Б. упоминается в проклятиях (ср. сербское: «Пусть у тебя на очаге вырастет Б.»). Известны мифологические рассказы о том, как человек не мог найти дорогу, блуждая вокруг куста Б. В народной медицине чахотку, лихорадку, зубную боль и другие болезни символически «переносили» на Б. Под Б. закапывали колтун, выливали под нее воду, в которой купали больного ребенка, в надежде на то, что болезнь заберет дух, живущий под Б.; обвязывали Б. нитками из одежды больного и т.д. К Б. были обращены заговоры, которые читали под Б. при лечении зубной боли (у украинцев и поляков) и лихорадки (у чехов и мораван). Эти заговоры содержат мотивы «отсылки» болезни на Б. или договора человека с Б., ср. польский заговор: «Святая бузина, я тебя храню от сожжения огнем, а ты меня храни от зубной боли». У чехов и словенцев девушки обращались к Б. во время гаданий о замужестве. На святки девушка шла к кусту Б., трясла его, говоря: «Трясу, трясу бузину, отзовись, пес, с той стороны, где живет мой милый», — и слушала, где залают собаки. Считалось, что во время гадания можно увидеть суженого в кусте Б.
У южных славян Б. широко применялась при укусах змей, скорпионов и ос, а также использовалась в народной ветеринарии. Ветки Б. использовались в качестве универсального оберега. Ими украшали дома, хозяйственные постройки, заборы, ворота и др. объекты для защиты от ведьм в канун Юрьева дня и дня Ивана Купалы. На Балканах ветки Б. (наряду с другими растениями) применялись в обрядах вызывания дождя. Ими украшали с ног до головы додолу, куклу Германа, а по завершении обряда сбрасывали ветки в воду. Т.А. Агапкина < SMES
У пpуссов святым деpевом считалась бузина. До pеволюции в Киевской губеpнии ни один кpестьянин не стал бы pубить или коpчевать бузину, так как это деpево садит чеpт, и как бы он не pассеpдился, послав на семью несчастье. Бузина pосла как межевой знак. Жечь бузину боялись, иначе домашняя птица погибнет, а в печь удаpит молния. Hельзя было и уничтожать ее коpни — скоpчит ноги и pуки.