Руны

Материал из StudioSyndrome
Версия от 18:55, 8 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «Категория:Графические символы и знаки» на «Категория:Графические символы»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Буквообразные знаки с символическим значением. Формировались (предположительно) при вольном копировании на территории германских племен образцов из Средиземноморья, а затем развивались самостоятельно. Отдельные знаки наделены магическо-символическим значением, связаны с др.-германскими божествами.

В раннем средневековье на Скандинавском полуострове и в Ютландии использовались в основном как шрифт. Применение их как вспомогательных средств при пророчествах относится, видимо, к началу нашей эры. С распространением христианства руны (знаки древней веры) вытеснялись, осуждались и запрещались.

Романтическо-националистические течения Нового времени придали рунам почти религиозный смысл, который лишь в скудной мере можно извлечь из исторических источников. Например, рунический знак «зиг» периода национал-социализма использовался раньше как знак защиты от демонических существ, символ Солнца и плодородия. В период после 1945 г. отдельные руны использовались как символы неофашистских организаций, например в виде граффити, благодаря чему они приравнивались к политическим символам, что противоречит их изначальному предназначению.

Позднее приобрели квазимагический символизм. Связь определенных рун с богами солнца, луны и другими небесными божествами и традиция вырезания рун на надгробиях привели к вере, что руны воплощают сверхъестественные силы — для защиты, мщения и, особенно, для предсказания будущего. Руны, начертанные на камне, дереве или коже, использовались в практике шаманизма, чтобы вызывать духов или пророчествовать. Примечательно, что вписанная в круг раздвоенная фигура — пацифистская эмблема — очень напоминает руну, означающую Смерть.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Графические символы
Буквы

Зигзаг

Черновые материалы

  • Munn-laugar-botn — тазик для мытья рук
  • Rista
— резать руны, т.ж. перводится как процарапать (например, с нанесением става кусочком базальта).
— царапать, например, на коже у скота.
  • Galdra-stafir — чародейские знаки (ставы).
  • Rún — др.сканд. — тайное сообщение
— шёпот
— таинство
Ср. имя известной древнегерманской пророчицы Alb-runa — совет эльфов; советчица, мудрая как эльф.

ИСТОРИЯ РУНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Руны — это магическая и алфавитная система. Система знаков, использовавшаяся как в целях магических, так и в чисто информативных. Первый вариант употребления, понятное дело, предшествовал второму. Какое-то время оба варианта сосуществовали одновременно. И об этом периоде известно достаточно, для того, чтобы наблюдать какие-то правила и закономерности составления рунических формул и заклинаний. Но именно наблюдать, объяснение и трактовка увиденного — этап уже следующий.

Ученые относят возникновение рунического алфавита к 5 в. н. э. При этом они довольствуются только останками материальной культуры. Многое же могло и не сохраниться, или вовсе не наноситься на материально стойкий носитель. Передача же подобных систем в древности большей частью была устной. Чтобы понять логику и смысл надписей, необходимо понимать мировосприятие тех людей и того времени. Чтобы использовать те же руны сейчас необходимо трансформировать подчас оттенки смысла самих знаков.

Но если академические рунологи подчас весьма огорчаются «эзотерическим» интересом публики к рунам, считая его более чем профаническим, то наиболее находчивые из рунологов-практиков обращаются к плодам научных изысканий в этой области. Впрочем, бывают подобные заигрывания и обратной стороны. К примеру, знаки делились на «руны богов», «руны человека», «руны природы». Но никаким образом не связывались это деление с эттирами. Результат — хаотичность смысла. Наиболее удачный представитель ученых рунологов и практиков - Стефен Флауерс (Stephen Flowers).

Смысловые связи слова «руны» указывают на некую тайную устную магическую традицию. Это однокоренное слово с «шептать»,"тайна", «жребий». В древне-исландском, кстати, слово руны существовало только во множественном числе, то есть самого слова «руна» в единственном числе не существовало. Однокоренные слова находят, впрочем, не только в германских, но и кельтских языках: старокельстком, средневаллийском. Это может говорить о некотором влиянии и кельтов на руническую систему.

Происхождение рунической системы весьма спорно. Ее выводили от финикийского, греческого, готского, этрусского письма. Предложу другой вариант:

Очевидно, что руническая система изменялась и изменяется в своем развитии (не прогрессирует-регрессирует, а просто изменяется). Это видно и по различиям скандинавского и англо-саксонского футарка, и по возникновению системы Armanen. То есть когда-то все могло начинаться с весьма небольшого количества сакральных знаков, применявшихся и в магии. «Но, в отличие от многих древних магических систем знания, где понятия были жестко сформулированы в далеком прошлом, руническое учение развивается до сих пор.» По крайне мере так представляется. Руника действительно ближе к интуитивной магии, к шаманизму, к магии «сейдр» (связанной с оборотничеством и сменой пола), и довольно далека от «научной магии» Средних веков и Нового времени.

Также следует заметить, что отчетливые рунические системы сохранились у скандинавов (северной ветви древних германцев) и в Британии, а не на континенте. Причем в обоих случаях можно наблюдать наиболее длительное сохранение древних традиций, хотя и различным способом. Англо-саксонский футарк, как он есть, возник в результате переселения англо-саксов (германских племен) в Англию.

Так вот, другой вариант происхождения. Возможно, какие-то знаки использовались древними жителями Европы, в роде праиндоевропейцев. Какие-то знаки забылись, какие-то потеряв свой смысл остались в орнаментах (почему и можно найти «руну Гебо», «руну Ингуз», «руну Альгиз» в орнаментах и др.) Третьи знаки, сохранив смысл, употреблялись отдельно, например, свастика. Совпадение некоторых знаков древних европейских наскальных надписей с буквами средиземноморских алфавитов тоже говорит о возможных, общих или близких источниках.

По тем или иным причинам, система внятно оказалась сформулирована у германских народов. Ну и ладно.

Интересно возможное происхождение системы от способа гадания, описанного Тацитом. Кидали палочки-веточки определенных деревьев и смотрели, какие фигуры получались. Характерно то, что у германских племен не было жреческой касты. Таким образом система не была достоянием только узкого профессионального слоя.

В некоторых случаях и основательно подозревают кельтское влияние на руническую систему, это влияние могло относиться и к «континентальному периоду» германских племен. Обычно тут упоминают руну Тиса, Eiwaz.

«На протяжении всей истории алфавитов, магических и не-магических, отдельные ученые мистики и правители играли важную роль в составлении нового порядка этих алфавитов… Осуществление такого синтеза отображено в мифе о жертве Одина… Этот миф напоминает о ритуалах северных шаманов; об архаичной магико-религиозной традиции, которая некогда была существенной частью культуры многих народов — от Скандинавии и Центральной Азии до Северной Америки. В мифе об открытии рун Один прибегает к шаманской практике». [Найджел Пенник. Магические Алфавиты. — Киев:1996 — с.109-110] Хотя, конечно, наивно представлять это все буквально.

Индивидуальное значение каждой руны может варьироваться. И дело не только в разных уровнях ее восприятия. Значение может иметь смысл только в системе. (Руны — только множественное число в древне-исландском.) Соответственно, при изменении системы, меняться может и количество знаков, и написание некоторых из них, и разные нюансы смысла. Видимо в этом особенности англо-саксонского футарка в отличие от скандинавского. Этим можно объяснить и некоторую локальную действенность непритязательных современных систем. У некоторых свой порядок, бывают изменения в начертании знаков. При убогих трактовках — они все равно вполне способны работать в убогих ситуациях. Применяются, например, в гадании, где служат некими подсказками.

Явно не возбраняется видеть в рунических знаках «пиктографическую сущность», но опять же, наивно и бесплодно воспринимать это совершенно буквально. Может быть «Иса» и похожа формой на сосульку, но смысл в том, что именно эта узкая, вертикальная простая линия как нельзя лучше представляет сам принцип Льда как одного из двух первопринципов скандинавской космологии. Может быть, противоположенная ей руна Кано, Кен в одной из своих поздних вариаций и похожа на лучину, но это и лучина могла напоминать руну Кен.

«…каждая руна сама по себе представляет определенное понятие, заключает в себе определенный аспект существования, выражающий глубинную природу внутренней структуры реальности… Согласно этому представлению, каждая отдельная руна выражает свойство, открывающееся миру нашего опыта чрез специфические предметы или процессы, характеризуемые руной.» [Найджел Пенник… с 113] Благодаря тому, что руны выражают некие определенные принципы, пользуясь комбинациями рун, можно описать и исследовать многие аспекты реальности. Это может даже привести к связи объектов своего внимания с конкретными руническими комбинациями.

Старший Футарк — самый старый рунический ряд. Порядок знаков в нем четко фиксирован. Хотя иногда встречались смены мест двух последних рун Оттила и Дагаз. Этот вариант признается общегерманским и имеет 24 знака. Они объединениы в 3 группы по 8 рун; такая группа называется эттиром. Возможно, каждый эттир связан с 1/8 частью горизонта, своего рода направлением. Современные авторы связывают каждый эттир с определенной парой мужского и женского божества «первой руны ряда», то есть, первый эттир — эттир Фрейи-Фрейра, второй эттир — эттир Хеймдалля и богини Мордгуд, третий эттир - эттир Тюра и супруги его Зисы. Скорее всего, это только названия, способ определить общий смысл и суть отличий каждого ряда через сущность божества.

С употреблением рунической системы в качестве обычного алфавита исчезают некоторые буквы Старшего Футарка (руна Йару, руна Тиса (Eiwaz) и др.) изменяется написание некоторых остальных, добавляются новые знаки, некоторые старые знаки приобретают новый фонетический смысл. В это же время меняется и сам язык, древне-исландский, появляются новые правила фонетики. Так появляется Младший Футарк, и его различные варианты.

Фонетическое значение руны могло меняться с течением времени: это касается рун Младшего футарка. Также и ключевое слово руны могло быть различным. О многих рунах до сих по этому поводу активно спорят или же смирившись негласно договариваются о произношении. В то же время имеет смысл практика индивидуального нахождения имени руны, медитативное упражнение. Это имя будет вполне работать в своей системе.

В это же время, уже во время возникновения и активного использования «младших рун» старались не употреблять без толку руны Старшего Футарка, считая их наиболее подходящими для магии. Шли и на особые уловки. Так называемые «шифрованные руны». Когда смысловая руна Старшего Футарка изображалась в виде вертикальной мачты с некоторым количеством «отростков» справа и слева. Один ряд означал номер эттира, другой — номер руны в нем. Места того и другого менялись. Такой знак мог идти после буквенного заклинания.

Потом же за руническое колдовство в Скандинавии стали жечь на костре.

Рунические ряды существовали в народе вплоть до 19 века, но были сплошь буквенными, алфавитными, а не смысловыми — магическими. Впрочем, полагалось, что заговор, написанный руническими буквами имеет бОльшую силу, что и использовалось. Также руны сохранились в календарных таблицах скандинавских и даже прибалтийских народов.

(c) Galina Bednenko 2:5020/488.24

Иллюстрации

  • Гравюра на дереве из рунического сочинения Олауса Ворма. Копенгаген, 1636 г.
  • Зигзагообразный знак гитлеровских сил СС, основанный на руне «Зиг», связанной с солнцем, победой и тисом, из которого вырезали луки.