Успение Богородицы

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:

Дева Мария


Бартоло ди Фреди. Триптих из Капеллы делле Карчери в Сан Франческо в Монтальчино, праваяr створка: Прощание Марии с апостолами и Смерть Марии. 1388

Смерть Девы Марии образует цикл сцен, которые широко изображались в христианском искусстве, особенно в церквах, посвященных Богоматери. Сама сцена смерти соединялась со сценой Взятия на небо (УСПЕНИЕ) Девы Марии. Ранняя апокрифическая литература содержит несколько версий этой истории, датируемых IV веком. "Золотая легенда", появившаяся в XIII веке - в то время, когда особенно расцвел культ Девы Марии, - дает пространный рассказ об этом событии, основанный на апокрифических текстах. С тех пор сюжет изображается очень часто.

1. Возвещение о смерти Девы Марии. В старости Деву Марию, страстно желавшую вновь соединиться со своим сыном, посетил ангел, предсказавший ей смерть через три дня. Он одарил ее ветвью "райской пальмы", которую должны были нести перед ее одром. Богоматерь вознесла молитву, чтобы перед смертью ей было дано увидеть апостолов и родню свою. Порой эта сцена напоминает Благовещение (о воплощении Божества в Христе), с той лишь разницей, что теперь в руке у ангела пальмовая ветвь, а не лилия или скипетр. Реже он держит свечу. По традиции ангела отождествляют с архангелом МИХАИЛОМ, предвестником смерти, но он не обязательно всегда изображается подобным образом.

2. Причащение Девы Марии. Последнее причащение Девы Марии, которое она получает из рук Иоанна Евангелиста или от Христа. Это была излюбленная тема в искусстве контрреформаторской Церкви, особо почитавшей культ СЕМИ ТАИНСТВ. Параллельными этому сюжету являются темы последнего причащения ИЕРОНИМА, ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО и МАРИИ МАГДАЛИНЫ.

3. Смерть Девы Марии. Сюжет, из всей серии изображаемый наиболее часто. Согласно одной традиции, Дева Мария не умерла, а лишь уснула и спала в течение трех дней до своего воскресения, отсюда термин "успение". "Золотая легенда" повествует о том, как ангел побудил апостолов, рассеявшихся к тому времени по всему миру, на облаке перенестись к дверям дома Девы Марии. (Иногда они изображаются именно таким образом.) "И около третьего часа ночи пришел Иисус Христос с нежной мелодией и песней, с сонмом ангелов" и с патриархами, мучениками, исповедниками и девами. "И так поутру душа покинула тело и вознеслась на руках ее сына". Эта сцена показывает тело Девы Марии на ложе или в гробу или - особенно в искусстве северного Ренессанса - на кровати под балдахином в типичном домашнем интерьере. Она может быть еще жива и держать горящую свечу - в соответствии со старой традицией вставлять в руки умирающего свечу (ее свет - это символ христианской веры). Вокруг стоят апостолы. Св. Иоанн держит пальмовую ветвь, данную ему Девой Марией, или, возможно, проливает слезы или стоит ,на коленях у ее кровати. Св. Андрей может размахивать кадилом. Св. Петр, иногда в епископских одеждах, держит книгу и руководит церемонией. Христос, фигура которого появляется лишь в ранних произведениях, созданных примерно до XV века, стоит позади кровати, держа в своих руках маленькую фигурку, которая не что иное, как душа Девы Марии; или он является вверху вместе с ангелами в ореоле или мандорле. Две скорбящие женщины - это вдовы, подруги Девы Марии, которым она завещала свои одежды. Контрреформация учила, что Дева Мария умерла без боли, смерть взяла ее в бессознательном состоянии; таким образом, в искусстве XVII века она иногда изображается не в постели, а в кресле или на троне, с откинутой назад головой, окруженная апостолами.

4. Перенесение тела Девы Марии ко гробу. Тело Девы Марии было перенесено апостолами. Впереди идет Св. Иоанн, он несет в качестве талисмана райскую пальмовую ветвь. Один иудейский первосвященник, полный ненависти, попытался перевернуть гроб. "Когда дерзкие руки священника коснулись одра, тотчас невидимый ангел рассек их посередине невещественным мечом Божия отмщения. и они повисли не отрываясь от одра", сам же первосвященник пал на землю, неистово крича. Некоторые версии этого сюжета показывают ангела, отсекающего руки первосвященника, или множество иудеев, ослепленных ангелами. Эти детали редко встречаются, кроме как в искусстве Ренессанса.

5. Погребение. Довольно редкий сюжет. Тело Девы Марии лежит на пелене, которую апостолы или ангелы опускают в саркофаг. Вверху в мандорле может быть изображен Христос. См.т.ж. УСПЕНИЕ.

Успение Пресвятой Богородицы, X в. (Византия)

лат. adsumere (assumere) — «взять», «принять».

Термин, используемый Церковью для обозначения взятия на небо (принятия) души и тела Девы Марии через три дня после ее смерти. Он предполагает, что она была именно перенесена на небо (поднята ангелами), в отличие от Христа, который вознесся сам.

Как церковный праздник отмечается много столетий, но признано эдиктом папы Пия XII лишь в 1950 г.

Входит в цепь повествований о смерти Девы Марии, опирающихся на апокрифические творения III—IV вв. и традицию Церкви. В XIII в. (Когда культ Девы Марии особенно ревностно почитался) появляется «Золотая легенда» — где содержится популярный пересказ этой истории.

Когда апостолы сидели у гроба Марии на третий день, им явился Христос со Св. Михаилом. Он взял душу Девы Марии. «И тотчас душа снова вошла в тело, и восстала торжественно Мария из гроба и принята была в небесные покои, и с нею великое множество ангелов».

Сюжет впервые широко представлен в готической скульптуре XIII в. (особенно на порталах церквей, посвященных Деве Марии). Типичная его форма в ренессансной и позднейшей живописи состоит из двух (иногда трех) «ярусов». Дева Мария помещена в середине воздушного пространства, она стоит или восседает на престоле, перенесенная на небеса и окруженная сонмом ангелов, нередко играющих на музыкальных инструментах. Их фигуры часто образуют собой мандорлу. Ее руки молитвенно сложены или простерты вверх (особенно в искусстве Контрреформации) к тому, на кого устремлен ее экстатичный взгляд.

Иногда ее сопровождают архангелы Михаил и Гавриил.

Реже встречается, чтобы Христос и Мария изображались возносящимися вместе.

Внизу на земле апостолы у гроба в изумлении смотрят вверх либо пребывают в слезах и скорби.

Среди апостолов может находиться Фома, который изображается получающим от нее пояс.

Присутствующие святые могут изображаться как принято в «Святом собеседовании» (Sacra Conversazione).

Сам гроб иногда наполнен лилиями или розами. Рубенс, писавший «Успение» много раз, вводил в сюжет двух женщин (Согласно одному церковному авторитету, эти фигуры Олицетворяют Марию и Марфу), собирающих розы, — мотив, ставший традиционным в живописи испанских Нидерландов XVII в.

Рассказ Луки (10:38-42) о посещении Христом дома Марии и Марфы, читаемый в церквах на праздник Успения, мог стать причиной введения Рубенсом данного мотива.

Третий ярус (не всегда присутствующий) занимает образ Бога-Отца на небе в окружении херувимов и серафимов, ожидающего принять Деву Марию.

Успение (смерть) и вознесение Богородицы

Эти два эпизода зачастую объединены, и поэтому они здесь представлены под одним заголовком. Легенда гласит, что после распятия Христа Мария оставалась на попечении апостола Иоанна и вновь посетила многие места, связанные с жизнью ее сына. В конце концов, оставшись одна, она взмолилась, чтобы Господь избавил ее от жизни, и ей явился ангел, сказав, что через три дня она должна войти в рай, где ее ожидает ее Сын. Затем ангел одарил ее пальмовой ветвью, которую она, в свою очередь, вручила Св. Иоанну, сказав, чтобы несли эту ветвь впереди ее гроба. Мария также попросила ангела, чтобы все апостолы присутствовали при ее смерти, и это пожелание было выполнено. Поэтому на иконах Успения Богоматери возле ее смертного одра изображены апостолы, причем Петр у ее изголовья, а Иоанн у ее ног.

Далее в описании успения Божьей Матери говорится, что ночью весь дом неожиданно наполнился оглушительным шумом, из которого явился Сам Иисус в сопровождении сонма ангелов. Душа Марии покинула тело, и Иисус, приняв ее в свои руки, перенес на Небеса. Тело Марии оставалось на земле и было похоронено апостолами. Однако через три дня Иисус постановил, что душа Его матери должна воссоединиться с телом, и Мария должна в теле вознестись на Небеса. В живописи история Успения и Вознесения Божьей Матери полностью отражена в шести сюжетах.

Первый сюжет: ангел предвещает Марии ее кончину и вручает ей пальмовую ветвь;
второй: Мария прощается с апостолами;
третий: успение Марии, взятие ее души на Небеса;
четвертый: процессия, идущая с телом Марии к месту захоронения;
пятый: положение ее тела во гроб; шестой:
душа Марии воссоединяется с ее телом, и Мария в теле возносится на Небеса.

Успение. Мастер алтаря Альбрехта. Алтарь Альбрехта, ок. 1439 Бартоло ди Фреди. Триптих из Капеллы делле Карчери в Сан Франческо в Монтальчино, праваяr створка: Прощание Марии с апостолами и Смерть Марии. 1388 Распятие, Воскресение Христово и Вознесение Пресвятой Богородицы (роспись в алтаре) Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы (деталь) Успение Пресвятой Богородицы (деталь) Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы (деталь) Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы "Десятинное" Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы ("Голубое") Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы, с клеймами на сюжет сказания об Успении Богоматери Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение. Воздвижение Креста Успение Пресвятой Богородицы Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы

Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии