Богоматерь с Младенцем
Дева Мария как мать. Простое изображение Девы Марии, держащей Младенца, пришло на Запад из византийского искусства. Формальный восточный тип изображения Матери, представленной анфас, держащей застывшего в жесткой позе одетого Младенца, рука которого поднята в благословляющем жесте, ранее уже проник в скульптуру готических соборов в более интимном варианте, когда Младенец уже не смотрит прямо на молящегося перед ним, а обращает свой взгляд на мать. Этот образ, обычный в католических странах, благодаря использованию его не только в церквах и соборах, но и в многочисленных небольших часовнях, стоящих на проезжих дорогах, а также для молитвы в домашней обстановке, стал у ренессансных художников все более и более окрашиваться, человеческим чувством, если не сказать — вовсе терять религиозное содержание. Типичная форма, иногда именуемая Mater Amabilis [лат. — «Матерь Умиле́ние», Елеуса], представляет Деву Марию в полуфигурном ракурсе, одетую в ее традиционные цвета — красное платье и голубой плащ, держащую в своих руках Младенца, сидящего в одной из множества регламентированных поз: Один из таких типов изображения, появившийся первым в живописи Северйой Италии в XIV веке, известен как Мадонна Смирение (иногда с надписью «Nostra Domina de Humilitate»). Главная его особенность в том, что Дева Мария сидит на земле, возможно, нa подушке. Средневековые теологи считали смирение тем зерном, из которого произрастают все другие добродетели, — идея, уместная в случае с Марией, от которой произрос Христос. Религиозное значение часто передавалось, особенно в живописи XV—XVI веков, не столько той манерой, в какой изображались фигуры, сколько различными символическими предметами, которые держат Младенец или Дева Мария или которые лежат возле них.
- Знамение — слав. чудо, знак, посланный свыше
Иконографический тип изображение Богоматери: поясное изображение Богородицы с воздетыми в молении руками (жест адорации) и Младенцем на гуди.