Шеша

Материал из StudioSyndrome
Версия от 08:52, 1 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ше́ша — Зesa
Ананта — «Бесконечный»

В индуистской мифологии тысячеголовый змей, который поддерживает землю и служит ложем для Вишну, когда тот спит в океане в интервалах между творениями мира. В конце каждой кальпы Шеша извергает ядовитый огонь, уничтожающий вселенную. Постоянный эпитет Шеши — Ананта, и под этим именем он является символом бесконечности. В ряде мифов Шеша рассматривается как иллюзия Вишну или как часть (анша) самого Вишну; в свою очередь, старший брат Кришны — Баларама, в котором частично воплотился Вишну, почитается инкарнацией Шеши. После смерти Баларамы Шеша покинул его тело и ушёл под землю[1]. Шеша — царь змей, или нагов, живущих в подземном мире. Другие цари змей (Такшака, Васуки) считаются его братьями либо идентифицируются с ним. В мифе о пахтанье океана боги с помощью Шеши вырвали из земли гору Мандару, а затем использовали её как мутовку, обмотав вокруг неё Шешу (или Васуки) в качестве верёвки. Шеша изображается в пурпурном одеянии, с белым ожерельем вокруг шеи, в одной руке он держит мутовку, а в другой — плуг (атрибут Баларамы). По народным поверьям, землетрясения вызываются зевотой Шеши.

Вишну, Брахма, Лакшми на змее Шеша. Средневековый рисунок

См. также:

Индийская мифология
Индуистская мифология
Змей

Ананта
Вишну
Кришна
Баларама
Такшака
Васуки

Мандара
Пахтанье океана
Мутовка
Плуг
Ось

Черновые материалы

Ананта — тысячеголовый правитель змей — это бесконечное, беспредельное, плодородие; его кольца обвивают основание оси мира.


Гигантская змея, на которой Вишну лежал в докосмическом сне.


BDGS Это загадочное существо рисуют иногда с бесчисленным количеством голов, которые означают миры. Иногда же голов «всего» семь — тогда это основные силы творения.

Змея означает вечность, космический круговорот сил и всех явлений. Гаруда — это действия Вишну, его активное вмешательство в события, «чтобы не дать сгинуть добру», уничтожить эксплуататоров и врагов людей, восстановить добро и справедливость.

Для смертного в этом видится некоторое противоречие — постоянная необходимость что-то предпринимать, с одной стороны, и неизбежность возврата событий, с другой.

Рассказывают, что Шеша и Гаруда очень ревниво относятся друг к другу, а поклонники их даже вступают друг с другом в стычки.

Вишну же нравятся обе, для него в действии и покое нет никакого противоречия, ведь он спит и нежится в состоянии, которое лежит абсолютно вне наших представлений, но и в этом состоянии его дух создает таких героев, как Рама, Кришна и Будда, они наводят порядок в мире, который грезится спящему Вишну.

Литература

  • Гринцер П. А. Одноимённая статья в MNME

Примечания

  1. Мбх. I 67, 152; XVI 4, 13 и др.