Пицен

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
пице́н : биче́н : пича́н; печа́н : пицин
ен : енпери
урма́н иясе́

В мифологии западносибирских татар дух — хозяин леса. Считалось, что может и приносить удачу, и причинять зло, заводя в глухие дебри. Представлялся в образе человека (в частности, благообразного старца с длинным посохом и котомкой за плечами), а также различных зверей (например, обезьяны). Пицен живёт в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву, мажет её смолой. В облике красивой женщины вступает в любовную связь с человеком. Один из рассказов о пицене гласит, что однажды охотник в лесу встретил женщину (в облике которой перед ним предстал пицен), женился на ней и зажил богато. Однажды, придя домой раньше положенного, вместо красавицы-жены он увидел страшилище с торчащими изо рта клыками. Из своих распущенных волос она вытаскивала ящериц и поедала их. Охотник в ужасе закричал, и сразу всё пропало — и жена, и его богатство.

В мифологиях других тюркоязычных народов пиценам соответствуют арсури у чувашей, шурале у казанских татар и башкир.

У тобольских и омских татар пиценам близки волосатые, неприятно пахнущие «лесные люди» йыш-кеше (ср. также агач киши), которые завлекают путников в лес, женят их на себе. По ночам души йыш-кеше выходят наружу через дыру под мышкой (ср. Убыр).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология
Леший

Арсури
Шурале
Агач киши
Убыр

Обезьяна

Литература

  • Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Валеев Ф. Т., О религиозных представлениях западносибирских татар, в сб.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера, Л., 1976, с. 320-29 < MNME