Норны
→ Веретено / Валькирии / Трёхликость /
Урд — прошлое, Верданди — настоящее и Скульд — будущее.
Персонифицированные символы судьбы, близкие паркам и мойрам, определяют рождение, жизнь и смерть людей. Изображаются в виде прядущих (Близ колодца (источника Урд) у корней мирового древа Иггдрасиль) женщин, которые определяют судьбу только что родившихся людей, (как феи сказки о Золушке): первая (Урд, судьба) прядет нить, вторая (Верданди, становление) её скручивает, третья (Скульд, долг, «карма») — обрезает. Это представление и фаталистическая установка, и приятие выпавшей доли одновременно. Возможно, тройственность женских сил судьбы связана с триадами античного Средиземноморья.
МНМ
- Норны — др.-исл. Nornir
В скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении (по более ранним мифологическим представлениям, вероятно, и помогающие при родах). Отчасти родственны валькириям (которые, в отличие от Н., участвуют в определении только судьбы воинов в битвах) и составляют вместе с ними категорию низших женских божеств — дис. В «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» названы три Н. — Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), живущие у источника Урд в корнях мирового древа Иггдрасиль (являющегося и древом судьбы), которое они (по «Младшей Эдде») ежедневно опрыскивают влагой из источника (можно предположить, учитывая сибирские параллели, что образ Н. вобрал в себя представления о «хозяйках» мирового древа и орошающих его источников); Н. определяют судьбы людей, вырезывая руны. В «Первой песни о Хельги…» («Старшая Эдда») Н. при рождении героя прядут нить его судьбы, предсказывая славное будущее. В «Речах Фафнира» («Старшая Эдда») говорится о многочисленных Н., ведущих свой род от богов, альвов или цвергов. По своей основной функции Н. аналогичны мойрам (паркам) из античной мифологии, имеют параллели и в мифологии других народов.
Литература
- Мелетинский Е. М. Одноимённая статья в MNME