Декоративный линейный орнамент, основанный на переплетении геометрических фигур, стеблей, цветов и листьев. Основной мотив мусульманского изобразительного искусства, наряду с каллиграфией. Бесконечные в своём разнообразии арабески вызваны к жизни запретом на изображение живых существ. Эти узоры обнаруживают сходство, с одной стороны, с мандалами, благодаря обилию звёздчатых форм и вписанных в круг розеток, с другой — с лабиринтами, благодаря своей запутанной и извилистой форме.
Восточные арабески во многом повлияли на развитие ренессансных орнаментов и гротеска.
Определённое сходство обнаруживают арабески с кельто-германским орнаментализмом, искусством Ирландии и викингов. Последние, впрочем, гораздо менее геометричны и обнаруживают больше «свободы».
Вне культурного контекста подобный орнамент, по-видимому, подразумевает идею повторения, возврата к себе самому, пересечения линий судьбы и т. п.. Арабески также рассматриваются как инструмент религиозно-мистической практики — мнение основанное, на том обстоятельстве, что бесконечное повторение одной и той же темы в одном и том же ритме, — необходимый элемент при медитации и созерцании и позволяет избегнуть временной обусловленности.
|
См. также:
- Орнамент
- Мандала
- Лабиринт
|
Ислам
В исламском искусстве основной визуальный символ трудного и сложного пути к высшей истине.
Психология
Образ индивидуации, целью которой является «достижение центра личности» — познание и гармонизация собственного Я.