Элагабал

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Элагаба́л — Elagabal — «Эл горный», то есть «бог (первоначально — „сильный, могучий“) горный»
Гелиогаба́л — Heliogabalus — «солнце гор» < народная этимология «гелио» — греч. «солнце»; «габал» — семит. «горный»

В западносемитской мифологии бог. Культ Элагабала сложился, по-видимому, в арамейский период (I-е тыс. до н. э. — I-й в. н. э.) и получил наибольшее значение в римское время.

Очевидно, бог солнца и плодоносящих сил природы. Отождествлялся с Гелиосом (отсюда «Гелиогабал») и Юпитером.

Культовый центр Элагабала находился в городе Эмоса, где ему был воздвигнут огромный, богато украшенный храм. Элагабал почитался в облике большого чёрного камня конической формы, закруглённого снизу и острого вверху (аэролит); считалось, что он упал с неба и был нерукотворным изображением солнца. Для культа Элагабал были характерны пышные оргиастические обряды.

Элагабал, римский император в 218—222, являвшийся жрецом Элагабала (отсюда его имя в историографии, первоначально — Варий Авит), пытался возвести Элагабала в «ранг» верховного божества римского официального пантеона. На Палатине был построен храм Элагабала, куда Элагабал, стремясь к тому, чтобы жречество Элагабала держало в своих руках тайны всех местных культов, пытался перенести изображения и других богов. Он объявил женой Элагабала Афину Палладу, а затем, поскольку Элагабал «отверг» её, Уранию (Тиннит), как лунное божество.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Западносемитская мифология
Солнце

Илу
Гелиос
Юпитер
Афина
Урания
Тиннит

Камень
Конус
Аэролит

Литература

  • Шифман И. Ш. Одноимённая статья в MNME