Нахождение Моисея
Сюжет восходит к книге Исход (2:1 — 10), согласно которой, напуганный ростом численности израильтян, фараон приказал убить всех их младенцев мужского пола. Мать Моисея «взяла корзинку из тростника, и осмолила её асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки». Дочь фараона, придя к реке со своими прислужницами, чтобы умыться, обнаружила Моисея и узнала в нем еврейского мальчика. Тогда сестра Моисея, тайно наблюдавшая за происходящим, вышла и предложила найти для малыша кормилицу из евреек. Дочь фараона согласилась и Моисей вновь обрел мать. Истории о героях, изгнанных в младенчестве и спасенных рукой провидения, встречаются повсюду на Ближнем Востоке и в греческой мифологии. Авторы Исхода могли также знать более ранний рассказ о рождении вавилонского, царя Саргона I, повествующий о том, как его мать опустила его в реку в ковчеге, сделанном из тростника и обмазанном смолой. |
См. также: |
Христианство
Этот эпизод рассматривается как прообраз Бегства в Египет — спасенья Св. Семейства от избиения младенцев, учиненного Иродом.
Искусство
Моисей может изображаться:
- плывущим по реке в своем ковчеге (у северных художников может принимать вид плоской ивовой корзинки),
- окруженным и с обожанием рассматриваемым спасшими его женщинами.
Художники Ренессанса, особенно венецианские, изображают современных им придворных и пажей в свите, часто с сопровождающими их собаками. Нил нередко персонифицирован на античный манер — как речной бог с традиционной перевернутой урной.
Сходными с этим сюжетом могут быть картины, изображающие младенца Юпитера, оберегаемого корибантами.