Сретенье Господне

Материал из StudioSyndrome
Версия от 19:52, 13 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Андреа Мантенья. Сретение. 1465—1466 гг. Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, правая внутренняя створка, лицевая сторона. Представление Господа во Храм. ок. 1379 г. Представление Господа во Храм. Мастер алтаря Альбрехта. Алтарь Альбрехта, ок. 1439 Брудерлам Мельхиор. Алтарь Филиппа Смелого, герцога Бургундского, правая створка: Принесение во храм и Бегство в Египет. 1398 г. Сретенье Господне Воскрешение Лазаря, Троица, Сретение, Иоанн Богослов и Прохор (четырехчастная икона)

Син. Представление Господа во Храм /

В православии — Сретение. (Лк., 2:22-39).

Принесение Младенца Иисуса Марией и Иосифом в храм в Иерусалиме, чтобы он «был посвящен Господу». Моисеев закон требовал, чтобы первенец всего живого был посвящен Богу; за ребенка приносился выкуп в 5 сиклей (Чис., 18:15-17). Обряд отмечался в воспоминание об убийстве первенцев в Египте, когда иудеи были избавлены от египетского плена (Исх., 13:11-15). Принят древней Церковью как христианский праздника. Согласно Луке, иудейский обряд «очищения» матери (жертвоприношение из «двух горлиц или двух молодых голубей» (Лев., 12)), отправлялся одновременно с предыдущим, и впоследствии также стал христианским праздником. С древних времен праздник Очищения включал в себя процессию со свечами и потому получил название Мессы со свечами. В храм пришел Симеон, праведник, которому было предсказано, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Он взял Младенца Христа на руки, сказав: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему, с миром…» (лат. — «Nunc dimittis, Domine…»). Он также предсказал, что через своего Младенца Мария будет пронзена в сердце. В искусстве XIV века и позднее Св. Симеон отождествляется с первосвященником иерусалимского храма и носит священнические одежды, иногда у него нимб. (Согласно апокрифической книге Иакова, или Протоевангелию, Симеон унаследовал эту должность по смерти Захарии — отца Иоанна Крестителя). Центральными фигурами являются Мария и первосвященник. Она протягивает ему Младенца, или он изображается в тот момент, когда возвращает Младенца Марии. На картинах раннего Ренессанса Иосиф или служанка или сама Дева Мария держат пару голубей в качестве указания на тему очищения. Иосиф может изображаться достающим и отсчитывающим пять сиклей. Согласно Луке, присутствовала также пророчица Анна, которую можно видеть — чаще в итальянской, чем в северной живописи, — с поднятой вверх правой рукой и указательным пальцем — жестом пророчества. Главные фигуры или прислужники держат свечи в качестве указания на мессу со свечами. Этот сюжет, в силу пророчества Симеона, может быть одним из сюжетов цикла Семь скорбей Девы Марии.

Представление во храм и обрезание. После рождения Иисуса по отношению к Младенцу были выполнены все предписания закона Моисеева, включая Его представление во храм и обрезание крайней плоти (Лк. 2). На ритуале обрезания, который проводился по прошествии восьми дней после рождения, Дева Мария, как и полагалось, не присутствовала. В живописи эпохи Возрождения эту сцену часто изображали в сочетании со сценой очищения Марии. Кроме того, существует много картин, относящихся к тому же периоду, на которых запечатлено, как Мария и Иосиф приносят Младенца Иисуса в храм. Эти картины обычно носят название «Сретенье Господне». Упоминается, что в храме, куда Иисуса принесли Его родители, находился один человек из Иерусалима, по имени Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа. Увидев Иисуса, Симеон взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром; Ибо видели очи мои спасение Твое» (Лк. 2:29—30). Во храме также присутствовала пророчица Анна, «и она в то время подошедши славила Господа…» (Лк. 2:36, 38).

Славяне

— праздник, отмечаемый христианами 2/15.11. В народном календаре С. имело значение сезонной границы: этим праздником у восточных и западных славян отмечалась половина зимы, а в южнославянских регионах — и начало весны (ср. Трифонов день), с чем было связано значительное число примет погоды и урожая. Хорошая солнечная погода обычно предвещала долгую зиму, а мороз — раннюю весну; метель на С. обещала раньше обычного «подмести» все корма для скота и др. У восточных (реже у западных и южных) славян о С. говорили: «Сретение — зима с летом встречается», в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по щеке ударяет: „Полно тебе, зиме, зимовать — пора мне, лету, летовать“». Восприятие С. как начала весны отразилось в таких приметах, как: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др. С. по многим параметрам сближалось с новолетием, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот). В некоторых местах С. считалось неудачным и опасным днем: жители Смоленщины и македонцы не выполняли в этот день никаких работ, чтобы не встретиться с волками; украинцы Черниговщины полагали, что родившийся на С. будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и следы их работы. Во всех славянских традициях большое значение придавалось свече, которую в этот день освящали в церкви. У украинцев и белорусов ее называли «громничной свечкой», ср. Громницы как одно из восточно- и западнославянских диалектных названий Сретения. Эту свечу хранили в течение года: ее зажигали во время грозы и града, давали в руки тяжело умирающему, окуривали дымом от нее больных, чертили дымом кресты на балках и матице, зажигали ее в доме, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь, чтобы защититься от ведьмы, и т. д. Т. А. Агапкина < SMES