Персефона
В греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её[1]. В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина. После похищения дочери горюющая Деметра насылает на землю засуху и неурожай и Зевсу приходится послать к Аиду Гермеса с приказанием вывести Персефону на свет. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Аид отправил Персефону к матери, но Персефона, отведавшая в царстве мёртвых зёрнышко граната данного её Аидом (насильно, хитростью, подарил в знак нерасторжимости их брака), вынуждена часть треть проводить в царстве смерти[2]. На время, пока Персефона находится с матерью, радость Деметры возвращает земле изобилие изобилие[3]. Персефона мудро правит царством мёртвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида[4]. Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мёртвых[5]). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мёртвых[6]. Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея[7], впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры, в святилище которой миф о похищение Персефоны воспроизводился как часть обрядов, способствующих приумножению урожая хлеба. С Персефоной, её матерью и Белой Богиней ассоциировались в мистериях колосья ячменя — символ плодородия и изобильного урожая. В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства.
Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был ещё «Подземным» царём царства мёртвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и её матери.
|
См. также:
|
Европа
Фольклор многих европейских стран сохраняет архетипы Персефоны и Деметры в виде фигур «Девы урожая» и «Матери зерна»[8].
Искусство
На античных вазах, монетах, мозаиках, рельефах встречаются сюжеты «похищение Персефоны», реже — «возвращение из подземного царства».
В европейском искусстве к теме «похищение Персефоны» обращались П. П. Рубенс, Рембрандт, скульпторы Л. Бернини и Ф. Жирардон и др.
Тема Персефоны присутствует в поэзии Дж. Мильтона, разрабатывается Гёте (драма «Прозерпина»), Шелли («Песнь Прозерпины»), А. Ч. Суинберном («Гимн Персефоне»), О. Мандельштамом и др.
По трилогии А. Жида о Персефоне был поставлен балет И. Стравинского.
Наиболее значительными музыкальными разработками сюжета о Персефоне являются оперы К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли и К. Сен-Санса.
Литература
- Лосев А. Ф. Одноимённая статья в MNME
- Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957 < MNME
- Rose H. J., The bride of Hades, «Classical Philology», 1925, p. 238—243 < MNME
См. также лит. при ст. Деметра.