Цогтай-хан

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Цогта́й-хан; Цокта́й-ба́тюшка — цогтай, «обладающий жаром» (угольным, очажным), в переносном смысле — «жизненной силой»

В мифологии монгольских народов (ойратов) хранитель чудесных знаний, прежде всего искусства добывания огня (ср. Шидургу-хаган).

По легенде кукунорских ойратов (элетов), Цогтай-хан, страдавший запором из-за того, что сел на шапку, подаренную далай-ламой, лечился чаем, в котором по его приказу варили отобранных у матерей трёхлетних детей. Батур-мусу — «демону-богатырю», посланному Геген-ханом — «светлейшим государем», прекратить злодеяния, Цогтай-хан в качестве выкупа за свою жизнь предложил открыть магические секреты: застёгивать землю, арканом спускать с неба солнце и луну, находить в пустыне воду, быстро преодолевать огромные расстояния. Он научил Батур-муса искусству добывания огня, но всё же был им обезглавлен. С тех пор люди могут высекать огонь из камня.

Прозвище Цогтай-хана — «с большим фаллосом», — очевидно, указывает на символику производительности, свойственную духам огня (см. в ст. Отхан-Галахан).

Возможно, не случайно сходство имени Цогтай-хана с именем сына Чингисхана Чагатая (Цагатая), отличавшегося жестокостью, бывшего жрецом родового очага и после смерти обожествлённого в качестве духа огня (см. Сахядай-нойон).

С другой стороны, ср. персонаж в бурятской мифологии, имя которого почти совпадает с именем Цогтай-хана: Сокто-мерген, сын Солбона (Цолмона), ему, согласно мифу, причинила болезнь дочь моря (в титуле же Далай-лама «далай» тоже означает «море»).

00-00-000-000.jpg

См. также:

Монгольских народов мифология
Огонь

Шидургу-хаган
Отхан-галахан
Чингисхан
Сахядай-нойон
Цолмон

Фаллос

Литература

  • Неклюдов С. Ю. Одноимённая статья в MNME
  • Потанин Г. Н., Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 2, СПБ, 1893, с. 284 < MNME