Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
- Дева Мария, (восседающая, стоящая) на троне; Величие Мадонны
- лат. — Regina Coeli; Царица Небесная; Мария, Небесная Владычица;
- Дева Мария с Младенцем на троне;
К этой категории относятся портретные и полуфигурные изображения как одной Девы Марии, так и вместе с Младенцем. Нередко имеет в своей композиции атрибуты и признаки «Жены облечённой в Солнце».
Этот тип изначально представляет особую роль Девы Марии в качестве олицетворения самой Церкви, господствующей над человеческим родом во всей своей неисчерпаемой мудрости. Обычно, в этом качестве Дева Мария изображается в интерьере капеллы или церкви и непропорционально крупной (особенно, в средневековых образцах) — отражение (идеи) её величия. В других случаях сам трон Богоматери может иметь в своём декоре определенные архитектурные детали.
Среди атрибутов этого типа изображений Девы Марии наиболее часто встречаются:
- луна, имеющая вид полумесяца, под ногами Богоматери — античный символ целомудрия;
- традиционная накидка-вуаль или покрывало;
- корона, часто увенчанная двенадцатью звездами из апокалиптического видения — Откр. 12:1.
- ангелы, окружающие трон.
Особо выделяются изображения Девы Марии на троне, держащей :
- Книгу Премудрости Соломона — этот тип известен как Дева Мария Премудрость — лат.- Virgo Sapientissima
- державу или скипетр — Царица Небесная — лат.- Regina Coeli (обычное наименование Богоматери в мистическая литература XII—XIII вв.).
Дева Мария без Младенца, стоящая «в славе», либо восседающая на троне — тип изображения, происходящий от очень ранних восточных образцов. Помимо византийских мозаик, он встречается г.о. на средневековых церковных фресках и в скульптуре и — несколько реже — на алтарях раннего Ренессанса. Более более поздние изображения одной Девы Марии (коронованной, в вуали, благоговейно смотрящую вверх) существенно уступают по распространённости образу Девы Марии с Младенцем.
Самые ранние западные примеры изображений Девы Марии на троне с Младенцем на Западе можно видеть в мозаиках Равенны. В ранней итальянской живописи эта тема представлена тремя основными типами:
- фронтальное изображение Матери и Младенца анфас, пришедшее из византийского искусства;
- Дева Мария, указывающая на Младенца;
- более материнский тип, в котором она обнимает Младенца.
С течением времени, изображения одной Девы Марии постепенно вытесняются аналогичными сценами с Младенцем на её руках.
|
См. также:
- Дева Мария
- Жена, облечённая в Солнце
|
Иллюстрации
Икона Божией Матери (Византия). 867 г.