Актеон

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
Греческая мифология

Артемида и Актеон. Фрагмент коптской ткани. Ок IV в. до н. э. Кратер с изображением Артемиды и Актеона. Ок 450 г. до н. э. Актеон, превращённый в оленя в ночном мире Луны-Дианы: алхимический образ меди. Музей «Герметикум», 1678 г. 00-03-842-000.jpg

часто изображается с псами СЭ-241,с.51

В СЭ присутствует в эмблеме «Актеон. от своих псов растерзанный», соотносимой с девизами:

рус. «Чуствует зверские действия своих псов»,

«И ближние его ему изменили.»,

«Умервщлен от наивернейших друзей.»

лат. «Sensit canum fera facta suorum»,

фр. «Assassine’ des plus fide'`les.»,

нем. «Geto..dtet von seinen Getreuesten.»,

англ. «Killed by his faithfulest».{c.194}

и в эмблеме «Актеон и нимфы», где соотносится с девизами:

рус. «Вредно видеть много.»

«Опасно излишнее любопытство.»

лат. «Nimium vidisse nocet.»,

фр. «Trop voir nuit.»,

нем. «Allzuviel sehen ist scha..dlich.»,

англ. «Too much looking on is Dangerous.».{c.250}

АКТЕОН — в греческой мифологии символический образ, служивший предостережением людям не приближаться к сфере богов без почтения, ради любопытства. Охотник Актеон, воспитанный кентавром Хироном, случайно подошел к месту, где Артемида (лат. Диана) купалась со своими нимфами в реке близ города Орхоменос. Вместо того чтобы в священном страхе отойти назад, он стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Рассерженная богиня охоты превратила его в оленя, которого вскоре разорвали его же охотничьи собаки — сюжет, изображенный на многих картинах мифологического характера. Смысл мифа — в пожертвовании одного человека в честь богини охоты и нимф. Плутарх писал, что еще в 1 в. (н. э.) был убит одетый в шкуру оленя мужчина, который охотился вблизи аркадской горы Ликеон.

Греч. -

Сын Автонои (дочь фиванского царя Кадма) и Аристея, внук Аполлона и Кирены.

Страстный охотник, обученный этому искусству кентавром Хироном.

Был превращен Артемидой в оленя за то, что увидел ее купающейся: он один из людей, видел ее небесную красоту (наготу). Местом где это произошло называют грот в лесах Киферона или реку близ города Орхоменос. (Ранние) версии:

• за то, что пытался совершить над ней насилие (Hyg. Fab. 180),

• похвалялся своим охотничьим превосходством (или все же превосходил?) (Eur. Bacch. 337—340);

• по одному из вариантов мифа, Актеон превращен в оленя Зевсом за то, что он сватался к Семеле.

После этого он стал добычей своих собственных собак (Apollod. Ill 4, 4; Hyg. Fab. 247).

Обычно (подобно истории Семелы) рассматривается как запрет на непосредственный контакт со сферой божественного, либо как предостережение от непочтительности и досужего любопытства.

Возможно, что миф отражает практику пожертвовании человека в честь богини охоты и нимф. Плутарх писал, что еще в 1 в. (н. э.) был убит одетый в шкуру оленя мужчина, охотившийся близ горы Ликеон (Аркадия).

Искусство

Самый раннее обращение к образу мы находим в сохранившихся фрагментах лирики Стесихора;

Овидий, излагая легенду об Актеоне в «Метаморфозах», сетовал на ошибочность своего изгнания.

Сцены мифа нашли воплощение в античной пластике (метопы храма Геры в Селинунте (Сицилия), рельефы), вазописи (росписи краснофигурной вазы «художника Пана» (5 век до н. э.)), помпейских фресках.

В европейском искусстве появляется сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), затем в живописи. Образ Актеона был популярен (закономерно ???) у художников эпохи Возрождения.

/ Л. Кранах, X. Хольбейн, Джорджоне, Тициан, Я. Вассано, Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Доменикино, Рембрандт, Тьеполо, Т. Гейнсборо, Н. Пуссен, Э. Делакруа и др. /

В числе статуарных произведений — «Актеон.» И. П. Прокофьева, но в основном его образ встречается в рельефах (бронзовые двери собора святого Петра в Риме, скульптор А. Филарете).

ЭМБЛЕМАТИКА

В ЭМСИ присутствуют две эмблемы, изображающие Актеона (493 и715):

493 — Актеон от своих псов растерзанный.

Чувствует зверские действия своих псов. И ближние ему изменили. Умерщвлен от наивернейших друзей

Sensit canum fera facta suorum

Assasiné des plus fidèlis

Getödten von seinen Getreusten

Killed by his faithfulest

715 — Актеон и Нимфы

Вредно видеть много. Опасно излишнее любопытство

Nimium vidisse nocet

Trop voir nuit

Allzuviel sehen ist schädlich

Too much looking on is dangerous

  • Актеон Пол Мэншип, 1924 г. Южная Каролина, Брукгрин гарденс
  • Диана и Актеон Якоб Йорданс, ок. 1640 г. Дрезден, Картинная галерея
  • «Диана и Актеон» Тициан
  • «Гибель Актеона» Тициан
  • «Диана и Актеон» Бернардино Цезари
  • Артемида и Актеон Фрагмент росписи Афинского краснофигурного кратера художника Пана, ок. 480—460 г. до н. э. Бостон, Музей изящных искусств

Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон пошел искать прохлады. В крутом склоне горы увидел Актеон чудесный грот, увитый зеленью. Он пошел к гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха Артемиде. Богиня только что вошла в грот. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанию. Громко вскрикнули нимфы, увидев входящего Актеона. Они окружили Артемиду, чтобы скрыть ее от взора смертного. Разгневалась Артемида, что Актеон нарушил ее покой. В гневе превратила богиня Актеона в оленя. Собаки Актеона почуяли след зверя, Они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним. Как ветер несся прекрасный олень, но вот собаки настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона. Упал на колени олень - Актеон… Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший божественную красоту дочери Зевса и Латоны.

Лукас Кранах старший "Диана и Актеон", первая треть 16 века

Tiziano "Diana and Actaeon", 1556-59

Giuseppe Cesari"Diana and Actaeon", 1603-06

Hendrick van Balen "Diana Turns Actaeon into a Stag", 1605

Martin Johann Schmidt "Diana and Actaeon", 1785

МНМ

Актеон
гр. Akaнon

В греческой мифологии сын Автонои (дочери фиванского царя Кадма) и Аристея, внук Аполлона и Кирены. Страстный охотник, обученный этому искусству кентавром Хироном, А. был превращен богиней Артемидой в оленя за то, что увидел её купающейся [варианты: за то, что пытался совершить над ней насилие (Hyg. Fab. 180), похвалялся своим охотничьим превосходством (Eur. Bacch. 337—340)]; после этого он стал добычей своих собственных собак (Apollod. III 4, 4; Hyg. Fab. 247). См. рис. По одному из вариантов мифа, А. превращен зевсом в оленя и в наказание за то, что он сватался к Семеле.

А. А. Тахо-Годи

Сцены мифа нашли воплощение в античной пластике (метопы храма Геры в Селинунте, рельефы), вазописи (см. рис.), помпейских фресках; в европейском искусстве — сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), затем в живописи (Л. Кранах, X. Хольбейн, Джорджоне, Тициан, Я. Бассано, Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Доменикино, Рембрандт, Тьеполо, Т. Гейнсборо, Э. Делакруа и др.), в пластике, в основном в рельефах (бронзовые двери собора святого Петра в Риме, скульптор А. Филарете). В числе статуарных произведений — «А.» И. П. Прокофьева.

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Актеон, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 325 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 57 Словарь)]