Протей

Материал из StudioSyndrome
Версия от 11:49, 5 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад) (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Проте́й — греч. Пroteus, Пrateus < титул «па-рути» — «фараон» (Геродот II 112; 116—118)

В греческой мифологии морское божество. Как сын Посейдона[1] Протей наделён всеми традиционными чертами морских богов (ср. Главк, Нерей, Фок): старостью, обилием детей (протидов) или подопечных (тюленей), способностью принимать облик различных существ и многознанием. Он — пастух тюленьих стад[2]. Как сын Египта[3] и супруг Псаматы[4] Протей царствует в Мемфисе. Протей скрывает свой пророческий дар от всякого, кто не сумеет поймать его истинный облик.

У Протея в Египте находилась настоящая Елена (в то время как Парису достался только её призрак, поскольку Зевс или Гера подменили подлинную Елену[5]. После падения Трои Протей рассказывает Менелаю о судьбе греческого войска; Менелай добился этого с помощью дочери (или жены) Протея — Эйдотеи[6]; или Эйдо[7], предупредившей, что, хотя Протей и будет превращаться в разных зверей (льва, пантеру, змею, быка, кабана, птицу и обезьяну), потом в огонь, воду и дерево, его нужно держать до тех пор, пока он не остановится на собственном облике — сонливого старичка[8].

Эпизод «Одиссеи»[9] уже в античности стал объектом аллегорических толкований: стоики[10] видели в Протее аллегорию материи (ср. «Протей, или Материя» Ф. Бэкона), оформляемой Эйдотеей — букв. «богиня формы».

00-00-000-000.jpg

См. также:

Греческая мифология

Посейдон
Главк
Нерей
Фок
Египт
Псамата
Елена Троянская
Зевс
Гера
Менелай
Эйдотея
Эйдо

Оборотничество
Материя

Литература

  • Гусейнов Г. Ч. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  1. Apollod. II 5, 9
  2. Verg. Georg. IV 387; Ovid. Amor. II 15, 10
  3. Apollod. II 1, 5
  4. Eur. Hel. 6
  5. Lycophr. 112; Eur. Hel. 1-20; Herodot. II 112—121
  6. Hom. Od. IV 387
  7. Aeschyl. frg. 212
  8. Philostr. Imag. Il 17, 10
  9. IV 351—424
  10. Schol. Hom. Od. IV 384