Борей
Бог северного ветра, сын Астрея и Эос, брат Зефира и Нота, отец Бореадов (Калаида и Зета).
Он любил Орифию, дочь легендарного царя Афин Эрихтея. Против ее желания он унес ее, чтобы сделать своей женой и матерью двух детей: Калаида и Зета. («Мет.», 6:692-722). Он изображается улетающим с обнаженной девушкой, которую крепко держит в своих объятиях. Могут присутствовать маленькие амуры, играющие в снежки.
Борей может превращаться в коня, от брака с эринией и гарпией у Борея лошадиное потомство.
После того, как от ветра рассеялись персидские корабли у острова Эвбеи, афиняне воздвигли в честь Борея алтарь" Они особо почитали Борея, так как его жена Орифия была афинской царевной.
Греки изображали бога северного ветра крылатым, длинноволосым и бородатым мужчиной.
Он старый, у него косматые седые волосы и крылья.
Согласно Павсанию (5, 19:1), у Борея вместо ног змеиное, туловище — таким его изобразил Рубенс («Нептун, усмиряющий волны». Дрезден, Галерея).
Эмблематика
Аквилон восточный и Борей, северные ветры, изображаются младым человеком, закрывающим лецо свое епанчою, с крыльями и половинчатыми старинными сапогами. [EMSY § 187]
Персонификация Зимы (времена года).
В Древней Греции особенной популярностью (в частности, у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян — Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами, отсюда — с растительностью, плодородием и т. д.
резкий северный ветер Борей похищает дочь афинского царя Орифию и уносит ее на свою родину — Фракию;
Борей — со змеевидными ногами.
МНМ
Боре́й
- греч. Boreas
В греческой мифологии бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота (Hes. Theog. 378—380). Его происхождение указывает на архаический характер божества и на его связь со стихийными силами природы. Изображается крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Место его обиталища — Фракия, где царят холод и мрак. Признаком древнейшего демонизма Б. является его оборотничество — превращение в жеребца, породившего с кобылицами Эрихтония двенадцать быстрых, как ветер, жеребят (Ноm. Il. XX 220—229). От браков с эринией и гарпией у Б. тоже лошадиное потомство. Ряд мифов связывает Б. с царями Аттики (о похищении Б. Орифии, дочери афинского царя Эрехфея, Apollod. III 15, 2). Сыновья Б. Зет и Калаид относятся уже к поколению героев — участников похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 211—223).
А. А. Тахо-Годи
Сюжет «похищение Б. Орифии» встречается в античной пластике (рельефы фронтона храма афинян в Делосе) и вазописи. В европейском искусстве Б. — олицетворение ветра («Весна» С. Боттичелли, гравюра армиллярной сферы А. Дюрера и др.); в живописи 16-17 вв. распространён сюжет «Б. похищает Орифию» (Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Ш. Лебрен, Ф. Буше и др.).
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии