Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Божество в древнерусской книжной традиции.
В апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам» (XII в.) отнесен к восточнославянским богам наряду с Хорсом, Велесом (Волосом) и Перуном.
В «Слове о полку Игореве» мифический певец Боян достигает поэтического вдохновения, «рыща по тропе Трояна». Русская земля в «Слове» названа «землей Трояней»: в эту землю вступает «дева обида», вставшая в «силах Дажьбожья внука» — видимо, среди русского народа. Троян в «Слове» связан как с мифологемой пространства, так и с мифологемой времени:
- «века Трояна» — обозначение языческой эпохи и времени княжения первых русских князей-героев;
- седьмой (последний) век Трояна относится к правлению Всеслава Полоцкого (XI в.), последнего мифологизированного князя-оборотня (ср. Волхвы).
В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трехглавый. В сербской сказке одна голова Трояна пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами и т. п. (ср. функции балтийско-славянского Триглава).
В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон:
- он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает ее, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете;
- брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки;
- Троян задерживается до рассвета, и на обратном пути его растапливает солнце.
На представления о Трояне, особенно о царе Трояне в южнославянском фольклоре, повлиял образ римского императора Траяна (98-117 гг.). Некоторыми исследователями «тропа Трояна» отождествляется с памятником — трофеем Траяна в Добрудже. По другой гипотезе, представления о «веках Трояна» сложились под влиянием эпоса о «Троянской войне».
|
См. также:
- Славянская мифология
- Хорс
- Велес
- Перун
- Боян
- Дажьбог
- Волхвы
- Триглав
- Траян
- Козёл
|
Литература
- Петрухин В. Я. Одноимённая статья в SMES
- Соколова Л. В. Троян в «Слове» // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 5. С. 131—137 (там лит.) < SMES
Примечания и комментарии