Пряха
В народной культуре персонаж, связанный с наиболее ритуали-зованным женским занятием. | См. также:
|
Северная традиция
У скандинавов и германцев Хольда и Норна прядильщицы и ткачихи судеб.
Славяне
Представление о прядении нити, воплощающей жизнь, судьбу, долю, восходит к индоевропейской древности — образам мифических прях у мирового древа; ср. болгарских орисниц, сербскую Сречу, которая прядет золотую нить. Об архаической символике прядения свидетельствуют изобразительные мотивы мирового дерева и др. на русских прялках; на Новгородчине в Великий четверг пряли левой рукой нити на каждого члена семьи и привязывали к березе: у кого пропадет нить, тот умрет. В сербской традиции мать после рождения ребенка должна спрясть нить, чтобы новорожденный вырос трудолюбивым. В славянской традиции функциями прях, определяющих судьбы, наделяются как высшие персонажи, в том числе Богородица, св. Варвара и Параскева Пятница — покровительницы рожениц и прях, так и низшие демоны — кикимора, мокоша, которые считаются продолжением сниженного образа славянской языческой богини Мокоши. Способностями прясть чудесную пряжу наделяются также пушные зверьки, прежде всего ласка.
В русских поверьях нечистая сила овладевает пряжей у тех прях, которые нарушили запреты или не помолились на ночь:
- кикимора, мара, мокоша портят и путают пряжу;
- русалки прядут оставленную на ночь в бане пряжу и пытаются соткать себе одежду;
- невидимая пряха, прядущая по ночам, кикимора предвещает смерть близких или другое несчастье.
Параскева наказывает прях, нарушающих запрет на прядение в праздник (в пятницу). Напротив, изготовленная в праздник (Великий четверг) «оборотная нить» (которую пряли, вращая веретено «от себя») служила оберегом.
Иллюстрации
- «Ева преде, Адамова супружница». Миниатюра из Сборника попа Пунчо. Болгария, 1796 г.
Литература
- Петрухин В. Я. Одноимённая статья в SMES
Примечания и комментарии