Описание
- Товит и Товия
- Товит < греч. Tobit << евр. טוביה — «Бог есть благо»
- Товит < греч. Tobias << евр. tobiyya — «благость Бога»
- —————————
Персонажи ветхозаветного предания, изложенного в «Книге Товита». Персонаж апокрифического Ветхого Завета (книга Товита)
сын набожных иудеев Товита и Анны.
Действие происходит в VIII в. до н. э. Благочестивый Товит, остававшийся верным богу даже тогда, когда всё колено Неффалимово, к которому он принадлежал, стало приносить жертвы языческим богам, был отведён в плен в Ниневию ассирийским царём Салманасаром. Живя среди язычников, он сохраняет благочестие, раздавая милостыню и погребая тела других пленников, казнённых по приказу царя. После одного такого погребения он слепнет. Впав в большую нужду, Товит обращается к богу с молитвой. Одновременно в мидийском городе Экбатане подобную же молитву возносит его племянница Сарра, любимая злым духом Асмодеем, который умерщвлял одного за другим семь её женихов, прежде чем они входили к ней на брачное ложе. Бог посылает ангела Рафаила помочь им обоим. Тем временем Товит, просивший скорой смерти у бога, вспоминает о серебре, которое он когда-то оставил в Мидии, и снаряжает за ним своего сына Товию, наняв ему в провожатые некоего Азарию, который на самом деле есть не кто иной, как архангел Рафаил. Они трогаются в путь в сопровождении собаки Товии. По дороге Товия по совету ангела вылавливает в Тигре рыбу, пытавшуюся его проглотить, и сберегает её печень и желчь. Дорогой Рафаил побуждает Товию жениться на Сарре и указывает ему способ изгнания Асмодея с помощью курения, сделанного из сердца и печени рыбы. От запаха курения демон бежит в Египет, где Рафаил, настигнув, связывает его. С молодой женой, чудесным помощником, собакой и серебром возвращается Товия к родителям. Он прикладывает к глазам Товита (снова по наущению ангела) рыбью желчь, и тот прозревает. Отец и сын хотят щедро наградить провожатого, дав ему половину состояния, но тот открывается им, сказав, что был послан богом помочь Товиту и его невестке в награду за благочестие Товита.
Приключения Товии и его спутника и хранителя — архангела Рафаила — начинаются в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию (VIII в. до н. э.). Товит заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя. В преклонные годы он потерял зрение в результате странного случая: однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (То есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, «нечистым», так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза и от этого у него образовались бельма. Чувствуя близкую смерть, Товит наказал своему сыну отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (В свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских). Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила (Отличительный признак ангела — крылья — были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы), который согласился сопровождать его. Получив благословение Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая матерью Товии. Собака юноши следовала за ними по пятам.
Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.
По прибытии к месту Товия собрал деньги, а затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии. Сарра же была околдована демоном, ставшим причиной смерти семерых ее предыдущих мужей. Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений. Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили. Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.
Возвратившись в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу. Когда Товия предложил архангелу вознаграждение за его благодеяния, тот обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени.
История в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора — ассирийского и персидского. Наряду со значительным слоем чисто иудаистической мифологической образности, история Товита и Товии использует распространённые фольклорные сюжеты. Мотив погребения Товитом трупов имеет параллели со сказочным сюжетом «благодарного мертвеца». В «Книге Товита» герой, однако, расщеплён на отца и сына (объединённых вариантами общего имени), а вместо непогребённого покойника мы встречаем ангела (возможно, под влиянием иранской мифологии, а также египетских источников). Заметны также следы мотива поисков живой воды с целью возвратить зрение отцу. Собака, сопровождавшая в странствиях Товию (у евреев — нечистое животное), сравнивалась с собакой Одиссея. Несомненно иранское происхождение демона Асмодея.
Основные значения:
ХХХ
Основные символы:
|
Смотри:
• Иудаистическая мифология
• Христианская мифология
• Книга Товита
Смотри также:
• Слепота
• Рыба
• Рафаил
|