Сошествие Святого Духа

Материал из StudioSyndrome
Версия от 19:47, 13 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Пятидесятница

Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов Вознесение Господне и Пятидесятница Сошествие Святого Духа - из монастыря Пантелеимона на Афоне

Одной из последних сцен, в которых присутствует Богоматерь, является Пятидесятница, день Святой Троицы, следующий за Вознесением Христа, В Иерусалиме собрались последователи Христа, включая апостолов, Богородицу и других женщин. Пока они были вместе, «...внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:2—4). (См. Святой Дух, глава IX).


Сошествие Св. Духа (Пятидесятница) (Деян., 2:1-4). Став свидетелями Вознесения Христа, апостолы вернулись в Иерусалим. Десять дней спустя, в день еврейского праздника Пятидесятницы, когда они были все вместе в комнате, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать". Эта тема, как ни странно, не часто встречается в христианском искусстве после эпохи средневековья, при том, что эпизод этот знаменует важный ключевой момент христианской истории - рождение самой Церкви. Собрание состоит из двенадцати апостолов (место Иуды по жребию занял Матфей), Девы Марии, а порой Марии Магдалины и других св. жен. "Деяния" не упоминают о присутствии при этом Девы Марии и других женщин, хотя обычно это подразумевается, исходя из более раннего указания (1:14) о том, что они и апостолы "единодушно пребывали в молитве и молении". Но роль Девы Марии здесь во всяком случае символическая: она олицетворяет саму Церковь, а также, возможно, предстает духовной матерью апостолов. Обычно она образует центр картины, а апостолы группируются вокруг нее - они либо сидят, либо поднимаются со своих мест в страхе и изумлении. Над ними витает голубь Св. Духа. Лучи света падают на каждого из апостолов, На лбах которых горят языки пламени (у каждого по одному). Мотив, встречающийся в раннем Возрождении и заимствованный из византийского искусства, демонстрирует старца, держащего двенадцать свитков, или rotuli: он является персонификацией Слова (у него Евангелия на двенадцати языках). Или он представляет собою пророка Иоиля: апостол Петр в своем обращении к ортодоксальным иудеям, которые дар апостолов говорить на разных языках ошибочно приняли за их опьянение, цитировал Иоиля (2:28): "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть". Эти слова могут встретиться в виде латинского выражения: "Effundam de Spiritu meo super опадет camem". В нижнем регистре картины (под апостолами) иногда можно видеть двенадцать фигур в разнообразных одеждах, олицетворяющих двенадцать национальностей человечества. Они внимательно и с изумлением всматриваются в происходящее наверху: "Собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их, говорящих его наречием" (Деян., 2:6).

Православная и католическая традиция принимает, что по воскресении Христос прежде всего явился Марии (хотя новозаветные тексты молчат об этом), а из отмечаемого каноническим повествованием пребывания Марии среди апостольской общины в дни после вознесения Христа[1] выводит её присутствие как при самом вознесении, так и при «сошествии святого духа» на апостолов (здесь иконография отводит ей центральное место).

хххе́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Литература

  • Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  1. Деян. 1, 14