Спандармат

Материал из StudioSyndrome
Версия от 00:04, 30 декабря 2020; Administrator (обсуждение | вклад) (а)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Спандарма́т — среднеиран.

В иранской мифологии олицетворение возделанной земли и религиозного благочестия, прародительница жизни. Описывалась и, возможно, изображалась красивой рассудительной женщиной с мускусной розой в руке, поучающей царей. Восходит к дозороастрийской матери-земле, супруге бога неба (впоследствии Спента Армайти, Арматай — одно из божеств Амеша Спента).

Почитание Спандармат — древней хтонической праматери продолжалось и в зороастрийскую эпоху[1]; сохранялась её связь с запретным в зороастризме обрядом ингумации:

  • ей предписано обеспечить неистребимость праведной плоти[2];
  • она названа обиталищем праведников[3].

Фрагмент «Видевдата»[4], содержащий угрозу ввергнуть нечестивца во «тьму Спандармат», возможно, указывает на практику человеческих жертвоприношений:

  • по утверждению Геродота[5] Ксеркс и его жена Аместрида приказывали закапывать людей заживо, чтобы угодить подземному божеству;
  • имеются сведения об отправлении этого же ритуала Камбисом[6], сасанидским монархом Варахраном I.

Древний облик слабо персонифицированной земли ССпандармат сохраняла и в пехлевийской традиции:

  • Зардушт (Заратуштра) узрел в мистическом трансе всю Спандармат, «покрытую растениями, и все их виды, и корень каждого в земле — Спандармат»[7];
  • когда в апокалиптическом будущем восторжествуют неправда и насилие, «земля-Спандармат разверзнется и обнажатся самоцветы, золото, серебро, медь, олово и свинец»[8].

Спандармат соответствуют:

  • в скифской мифологии — Апи,
  • в митраизме — Мать-земля,
  • в манихействе — Мать жизни.

В армянской мифологии к Спандармат восходит Спандарамет.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Иранская мифология
Земля

Арматай
Амеша Спента
Зардушт
Заратуштра
Спандарамет

Роза

Литература

  • Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
  • Bailey H. W., Saka ssandrвmata, в кн.: Festschrift fur Wilhelm Eilers, Wiesbaden, 1967 < MNME

Примечания и комментарии

  1. Ср. особенно «Видевдат» 2, 10 и 18; 3, 35; 18, 51; «Гаты» 47, 3
  2. Ср. «Гаты» 30, 7
  3. «Ясна» 16, 10
  4. «Видевдата» 3, 35
  5. Herodot. VII 114
  6. Herodot. III 35
  7. «Бахман-Яшт» 2, 8, 31 и 48
  8. «Бахман-Яшт» 2, 48