Меч
Египет
На рельефах времен Рамсеса фараона изображается в ритуальной позе, принимающий от бога серповидный меч.
Длинные мечи, напротив, привозили с собой наемники с севера.
Античность
Атрибут Ареса/Марса. Скифы имели обыкновение ежегодно приносит в жертву лезвию меча нескольких коней.
Золотой меч Хрисаор — представляет собой символ высшего одухотворения[1].
Широко известна легенда о фаворите сиракузского тирана Дионисия I-го, который назвал того счастливейшим из смертных. Тиран посадил Дамокла на трон на один день, повесив над его головой на конском волосе меч. Образ призрачности счастья и благополучия властителя, опасность при кажущемся процветании, постоянно присутствующую опасность, воздаяние.
Мечом разрубил завязанный царем Гордием узел Александр Македонский.
Северная традиция
У кельтов меч — атрибут героя-короля Нуады ассоциируется со сверхъестественными подводными силами. Этот меч символизирует активную сторону воли, а кристалл — пассивную.
У скандинавов меч — атрибут Фрейя; его меч сражался сам по себе. Суртр, огненный великан, держит в руке огненный меч.
В германском культурном регионе было обычаем устраивать праздники оружия, где танцевали танцы с мечами, которым давали имена героев сказаний (Бальмунг. Нагерлинг и др.), из чего можно заключить об их магико-символичсской ценности.
Меч победы — в скандинавской мифологии, дар богини Фрейи для её нареченного Гимера; однако Фрейя потеряла этот волшебный меч, что и стало одной из причин гибели богов, когда солнце утратило свои лучи и наступила полная тьма.
Средняя Азия /Монголия
Характерна монгольская символика: меч, засунутый за пояс сзади — мирные намерения; спереди — настороженность, ожидание нападения. То же самое — у древних китайцев (прим. переводчика).
Китай
Основатели городов в древней китайской книге «Шицзин» носят мечи[2].
Меч, заткнутый за пояс сзади — мирные намерения; спереди — настороженность, ожидание нападения.
Проникающее в суть явления озарение; меч с волнистым клинком — символ дракона, плывущего в водах.
Меч в руках волшебника (колдуна) — орудие изгнания демонов.
Традиционны представления о «мужском и женском» мече, из печени и почек обитающего на горе Куньлунь зайца, пожирающего металл.
Появления меча в женском сне — знак счастья, если ей снится, что вытаскивает (из воды) меч, то у нее должен родиться сын. Напротив, в мужских снах падающий в воду меч предвещает смерть жены (вариант: как мужской так и женский сон).
Япония
Мужество, сила, оружие самураев, которые носили два меча: длинный — катана, для военных действий и короткий — вакисачи для поединков и ритуального самоубийства (сепуку, в Европе — харакири).
Кузнецы, изготовлявшие мечи, должны были подчиняться различным запретам, их работа носила сакральный характер, как и декорирование цуба — чашки меча.
Современное кендо (поединки на бамбуковых мечах) имеет г.о. значение спортивного упражнения, однако организовано как ритуальные самурайские поединки.
Как атрибут бога-громовержца отождествляется с молнией. В синтоистской мифологии бог бури Сусаноо добывает из хвоста восьмиголового змея «небемный меч», который наряду с зеркалом и жемчужиной/драгоценностью входит в число Трех Великих Сокровищ Императора. Эти сокровища японского Трона служат символами истины и сострадания и соотносятся с такими добродетелями, как ю — отвага, чи — знание и джин — доброжелательность, милосердие.
Индуизм
Деревянный меч в ведическом жертвоприношении — символический аналог ваджры, представляет собой молнию, а также воинственный характер асуров.
Огненный меч как атрибут Вишну (частый) символизирует познание (абсолютное знание, уничтожение невежества), а его ножны — тьму ослепления.
Атрибут касты кшатриев.
Буддизм
Проницательность, отсекающая (срубающая под корень) невежество, знание и высвобождение желаний.
- «Подобно тому, как меч рассекает узлы, так и разум достигает самых укромных уголков буддийской мысли».
Атрибут бохисаттвы Манджушри как воплощения мудрости. Лезвие этого меча излучает свет ваджры, уничтожающий еретическую мысль и изгоняющий врагов Дхармы.
Даосизм
Проникающее в суть явления озарение, победа над невежеством.
Библия / Ветхий Завет
Отождествляется с молнией, огнём (атрибут бога-громовержца), очишением:
- ————
- «Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи»[5];
- «Душа моя среди львов; я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч»[6];
- Сказал Господь: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами…»[7].
Христианство
Обоюдоострый меч — особенно важный символ божественной мудрости и правды:
Олицетворяет также:
- страсти Господни;
- мученичество;
- отъединённость человека от рая.
При взятии Христа под стражу тот требует, чтобы Петр, обнаживший меч и отсекший ухо рабу первосвященника, вложил меч обратно[10].
Атрибут Христа, в котором рукоятка меча как бы соединяется с распятием.
Атрибут:
- Христа-Судии (Христа-Старца[11]):
- — символ кары Господней в сценах Страшного Суда (в руках, меч и лилия находятся по обе стороны от лика Христа);
- — исходящий из уст — символ непобедимой небесной истины, которая словно молния падает с неба[12];
Атрибут святых:
- апостола Павла:
- — орудие мученичества — был обезглавлен,
- — меч духовный, «который есть слово Божие»[15],
- Адриана — с наковальней;
- Агнессы — была обезглавлена;
- Варвары;
- Екатерины;
- Альбана;
- Лючии (Люцции) — меч, пронзающий шею мученицы;
- Иакова Старшего;
- Георгия Каппадокийского,
- Иоанна Кампостельского;
- Иоанн Гуальберто — напоминание о преследовании им убийцы его брата;
- Евфимия — была обезглавлена, меч, пронзающий грудь мученицы, со львом;
- Аполинарии;
- Апологета;
- Бонифация — пронзающий книгу, которую держит в руках епископ;
- Гервасия — пара святых один с плеткой (Протасий), другой с мечом;
- Иустина (Юстинии) — иногда, пронзающий грудь;
- Фомы Беккета — вонзенный в череп епископа;
- Пётр Мученик- пронзающий грудь череп или монаха;
- Мартин Турский — разрезающий плащ надвое;
- Блиан Госпиталит — иногда;
- Стефан Венгерский — как знак суверенитета;
- Карл Великий — как знак суверенитета
В качестве религиозного символа меч до сих пор используется как часть церемониального одеяния епископов восточных церквей.
Его первоначальное значение, однако, — символ раны и способности нанести рану, а потому — свободы и силы.
Ислам
Символ священной войны — правоверных против неверных, человека против собственного зла.
Согласно арабскому преданию, меч изобрели иудеи, а местом, где он был изготовлен — гора Касиум в окрестностях Дамаска, на которой Каин убил своего брата.
Алхимия
Символ очищающего огня, «который убивает и воскрешает к жизни, подобно проницательному духу». Часто с пламевидным лезвием.
Магия
Ещё у римлян железо, ассоциируемое с Марсом, признаётся способным предохранять от злых духов[16]. Подобная вера до сих пор сохраняется в Шотландии[17].
Гадания
В гадании по снам: везение, удача, победа.
Геральдика
Защита, справедливость.
Эмблематика
Меч, воткнутый в землю
- Увенчайте меня лаврами.
- Символ олицетворяет победу и мир. Острие меча, погруженное в землю, показывает, что его работа завершена — приняв на себя славную битву, он добыл победу, в результате которой наступил мир и покой.
- … имеет также и моральное значение: смысл его в том, что благочестивый христианин, сражавшийся в славной битве и добывший победу, в конечном счете возвращается к земле (могиле), обретая мир и ожидая венца бессмертия.
- EMSI 35-5, с.252
Оккультизм
В картах Тарот и в родственном ряду символов меч, использовать который могут только люди, искусные в кузнечном мастерстве и фехтовании, означает некое повышение «ранга» символа палки, означающей грубую мужскую силу, как физическую, так и детородную, в то время как меч обозначает высокое умение, одухотворенное знанием и служащее духу.
Эвола утверждает, что меч связан с Марсом, но имеет дополнительную вертикальную — а также горизонтальную — символику, указывающую, собственно говоря, на жизнь и смерть.
Он также связан со сталью как символ трансцендентной твердости всепобеждающего духа.
Меч, благодаря подразумеваемому им «физическому уничтожению», должен быть символом духовной эволюции, так же как дерево — символом инволюции; то есть дерево выступает представителем жизни, развивающейся внутри материи, а также активности. Такой дуализм духа, с одной стороны, и жизни — с другой, Людвиг Клагес, со своей стороны, разрешил в пользу жизни; однако Новалис хорошо выразил противоположное мнение своим замечанием, что «жизнь есть болезнь духа». Этот дуализм в достаточной степени иллюстрируется противопоставлением характеристик дерева (являющегося женственным) и металла. Если дерево соответствует процессу разрастания, то меч представляет обратное. По крайней мере, «Сад душевный»[18] Конрада Динкмута, как и многие подобные произведения, содержит относящееся к XV в. изображение Христа, где слева от Его лица расположена ветвь дерева, а на другой стороне симметрично ей находится меч. Подобное ассоциирование меча с деревом характерно для глубокой древности: существует доисторический германский рельеф, где изображены две фигуры — одна женская, несущая ветвь, другая мужская, несущая меч. Здесь также можно усмотреть аллегорию Войны и Мира; конечно, средневековая иллюстрация может содержать аллюзию на оливковую ветвь, но ничего подобного нельзя сказать о германском рельефе.
Психология
Меч имеет глубинно-психологическое толкование маскулиннофаллического характера.
По мнению Юнга, меч или кинжал — символ воли, связанной с точностью попадания в желаемую цель и со стремлением её достичь.
Искусство
Атрибут:
- персонифицированной Справедливости;
- ~ Правосудия — обычно с весами (в последнем случае, часто — как самостоятельная эмблема);
- ~ Постоянства (Силы Духа);
- ~ Твёрдости — держит колонну;
- ~ Отваги, Храбрости — воительница;
- ~ Гнева;
- ~ Умеренности — вложенный в ножны и с завязанным эфесом;
- ~ Риторики (семь свободных искусств;
- ~ Венеции — с двумя львами;
- холерического темперамента;
- Мельпомены (муза трагедии);
- Отчаяния — женщина, убивающая себя мечом; атрибут средневекового происхождения, символизирующий потерю женщинами мужей, уходивших в крестовые походы.
Символ власти и административной справедливости.
В портретной живописи меч может означать, что модель поступает справедливо.
В натюрморте — один символов «Vanitas».
В повествовательных сценах:
- оружие воина;
- меч и сандалий обнаруживаемые под камнем — Тесей;
- спящий воин, которому преподносятся меч и книга, — Сципион;
- пахарь, которому римский воин преподносит меч — Цинцинат.
Ad vocem
- Пословицы:
- — «повинную голову меч не сечет».
- — «Еще палач меча не затупил».
- — «Класть голову под меч (топор)» — быть готовым к самому худшему.
- «Нет у них сердца, только одно в душе: добыть бы меч, который дал бы силу!..» — Норвида С. «Фульминат».
- «Пирамиды, есть ли у вас такие гробы-могилы, такие саркофаги, чтобы в них положить обнаженный меч и навсегда осталось бы погребенным чувство мести?» — Словацкий Ю. «Разговор с пирамидами».
- «Меч Аллаха» — прозвище арабского полководца VII в. Халида аль-Валеда.
- «Меч Рима» — прозвище римского полководца Марцелла (208 г. до н. э.), взявшего штурмом Сиракузы.
- «Право меча» — лат. ius gladii — право силы, право захватчика.
- «Наше право в наших мечах» — заявил вождь галлов Бреннус в 390 г. до н. э. послу римлян.
- «Бросить меч на весы — повысить требования за счет вооруженного давления: тот же Бреннус с возгласом „Горе побежденным!“ (лат. vae victis!) бросил свой меч на чашку весов, на которых взвешивалось золото взятой у римлян контрибуции.
- „Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут[19]“.
- „Перековать мечи на орала“ — покончить с враждой и заняться сугубо мирным трудом < „… и перекуют мечи свои на орала[20]“; пластическое воплощение — скульптура Вучетича, установленную в Нью-Йорке перед зданием ООН.
Ad notanda
Черновые материалы
Согласно старинному народному преданию, странствующий рыцарь в круглой головке эфеса прятал свой „дух“, который помогал ему творить всяческие чудеса. Другие утверждают, что в эфесе прятали философский камень, чтобы рыцарь мог при необходимости добыть себе золото либо средство омоложения.
Обладает сверхъестественной силой либо на земле, либо под землей, либо под водой и ассоциируется с гигантами и сверхъестественными существами, такими как Дама Озера. Меч находится в руке космического или солнечного героя, победителя драконов и демонических сил. Это символ высших форм рыцарства, символ более низких — копье. Меч разделяет и отделяет душу от тела, Небо от Земли, пламенеющий меч отделяет человека от рая. Обоюдоострый меч символизирует двойственную силу и противоположные течения в проявлении, творении и разрушении, жизни и смерти; те силы, которые как бы противодействуют друг другу, но на самом деле дополняют друг друга и составляют одно целое. Четыре меча монарха при коронации — это меч государства; curtana, или затупленный меч милосердия; духовное правосудие; временное правосудие.
Священный и ритуальный предмет — кроме своего непосредственного использования в качестве боевого оружия, меч является воплощением отваги, силы, связанных с войной.
В христианской традиции и рыцарстве меч — это светящееся оружие рыцарства.» световая ось, пронзающая противоположности и тем самым возрождающая единство; в качестве кинжала меч может как поразить недостойного, так и наделить творческим духом, например даровать духовные доспехи отправляющемуся на поиски Грааля.
Наделенный особой силой, соединяющей дух с материей, меч становится символом завершенности и долга: меч короля Франции, посвящающий рыцарей, символизирует вертикальную ось, которая связывает небо и землю и указывает монарху на его долг быть воистину справедливым; выполнение последнего позволяет ему поддерживать вечный порядок вещей.
Меч рыцаря,— обоюдоострый, потому что одним лезвием он бьет неверных, а другим — воров и убийц. Его острие символизирует повиновение.
Меч — эмблема власти, короля, императора, вождя. Такой меч выковывался специально, ибо считалось, что он дается властителю Высшими силами. Всевозможные предания повествовали о том, что получение такого символического меча становилось трудным испытанием для будущего властителя: иногда его нужно было выдернуть из скалы, что являлось не под силу рядовым смертным; либо следовало достать из глубоких вод… (см. Эскалибур). Нечто подобное случилось с античным греческим героем Тесеем, который возвратился в Афины, где царем был его отец Эгей, и единственный из всех пытавшихся силачей, отвалил огромный валун, под которым был спрятан меч царя.
Известен по имени «Куртана» и тупой меч святого Эдуарда Исповедника (1002-66) из династии Уэссексов, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. А «Щербец», коронационный меч королей польских, реликвия, которую и ныне бережно сохраняют и чтят? На известной всему миру колонне короля Зигмунта III Вазы в Старом городе Варшавы, в высоко поднятой руке короля — меч, о котором написано немало литературных произведений.
Фаллический образ меча связывает его с силой оплодотворения, и ведет, так сказать, «чисто» мужскую линию рода. Да, оружие приносит смерть, но оно же способствует и обновлению поколений…
Меч — эмблема солнечного героя; подобно тому, как палица является символом воображаемой мощи солнечного луча, пробивающего сети звездного ночного неба, так и меч — ведь он способен сразить всю дьявольскую нечисть, которая скрывается во тьме.
Меч — оружие Божьего гнева, молния, Перун.
«Огненный меч» — атрибут справедливости, Божьей кары, оружия архангела, огня веры. «Священный меч» — оружие, поднятое во имя Божьего (правого) дела. Иуда Маккавей, поднимая восстание против римлян, поведал своим воинам приснившийся ему сон, в котором пророк Иеремия, вручая ему золотой меч, сказал: «Этот меч священный, дар Бога, которым ты поразишь врагов!»
Меч связан с клятвенной присягой, которую рыцари Европы давали именно на мече, как основном признаке, символе самого рыцарства. «Присягаю на этом мече, на этом мече, говорю!» («Гамлет» У. Шекспира).
«Взяться за меч» — то есть вооружиться.
«… не мир пришел Я принести, но меч», — сказал Иисус, как засвидетельствовал апостол Матфей в Евангелии (10: 34). Особым символом войны считаются два скрещенных меча. «Скрестить мечи» — начать войну, начать с кем-либо меряться силами. Летописи сохранили рассказ о том, что перед началом Грюнвальдского сражения крестоносцы прислали к Ягелле герольда с двумя обнаженными мечами, как бы вызывая его на бой.
ни как род оружия, ни как символ не является древнейшим, поскольку, естественно, мог быть изготовлен только в бронзовом веке (деревянные мечи-дубинки, изготовлявшиеся южноамериканскими лесными индейцами, были скорее просто дубинками, чем мечами в нашем смысле слова). Если херувим (ангел) с огненным или пламенеющим мечом охраняет после грехопадения прародителей и их изгнания из рая вход в рай, то это свидетельствует о том, что библейское сообщение в действительности не является древнейшим.
Мечи времен бронзового века были зачастую богато украшены, что указывает на их не только чисто функциональное назначение.
Меч между лежащими в постели мужчиной и женщиной символизировал целомудрие.
Вообще меч известен как символ жизненной силы и проявляется как атрибут бога войны (Марса), как образ молнии у богов-громовержцев, а также позднее на Западе как символ «власти». причем теория «двух мечей» символизирует духовное и светское господство. Согласно папской доктрине (Иннокентия III и др.) главе церкви передан меч светской власти как законному владельцу ленного поместья (феода). Лишь в исключительных случаях меч как определённо мужской символ появляется в женских руках. Жанна д’Арк (Орлеанская дева), в 1431 г. казненная на костре, заявила, что св. Екатерина указала ей на погребенный под деревенской церковью меч: «Меч был под землей совсем заржавевший, пять крестов отмечали это место. Через бывший мне голос я знала, что он там. Я описала духовенству (клиру) место и просила передать мне меч. Они прислали мне его» (цитата по А. Холлу из документов судебного процесса). После одержанных ею больших побед вдохновенная воительница (в 1920 г. Причисленная к лику святых, должна была, конечно, погибнуть от меча, поднятого ею (см. Евангелие от Матфея 26:52).
Меч, в сущности, состоит из лезвия и рукоятки, поэтому он является символом «соединения», особенно если, как в средние века, принимает форму креста. Меч был объектом исключительного поклонения у многих первобытных народов.
Шнайдер показал, что в мегалитической культуре меч является противоположностью прялки, служащей женственным символом непрерывности жизни. Меч и прялка, соответственно, символизируют смерть и плодородие — две п^сйвоположности, составляющие базовую символику гор (Шнайдер предполагает, что эквивалентами из животного мира являются фаллическая рыба и лягушка) (50). Более того, учитывая космический смысл жертвоприношения (то есть инверсию подразумеваемых реальностей земного и небесного порядков), в мече можно увидеть символ физического уничтожения и физической решительности (60), равно как духа и слова Божия; последнее было особенно распространенным символом на протяжении Средних веков (4). В этой связи Бейли привлекает внимание к интересному соответствию между словами «меч» (sword) и «слово» (word).
Несомненно, в символике меча присутствует социальный фактор, поскольку меч представляет собой орудие, присущее рыцарю — защитнику света от сил тьмы. Когда он выступает в ассоциации с огнем и языками пламени (которые соответствуют ему по форме и блеску), он символизирует очищение. Шнайдер подкрепляет эти сведения замечанием, что, в то время как очищение сопровождается огнем и мечом, наказанию сопутствуют плеть и дубинка (51).
Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало. Здесь необходимо напомнить общее значение оружия, делающее его антитезой чудовищу.
Процитируем Эмилимо Собехано, «Мечи Испании» (в «Испанском искусстве», XXI, 1956): «Как заметил Ливии, у германских народов меч никогда не был слишком распространен; напротив, он служил в качестве символа, подобающего верховной власти и наивысшему рангу; следует вспомнить о торжественности» которой сопровождалось введение звания Comes («спутник-меченосец»), учрежденного императором Гордианом в 247 году… Меч — почти исключительная прерогатива высокопоставленных лиц.
Огненный меч свидетельствует о внутренней связи между символами меча, стали (железа), Марса и огня; все они обладают «общий ритмом». С другой стороны, им подчеркивается тепло огня и холод обнаженного металла; то есть огненный меч является символом, подразумевающим амбивалентный синтез, подобно вулкану (gelat et ardet — «холодит и жжет»), а также символом оружия, охраняющего Рай (царство любовного огня) от земли (мир страдания).
Поскольку меч символизирует духовную активность либо смелость героя, сломанный меч служит символом тех же качеств, пребывающих в состоянии уничтожения. Тем не менее, как и «похороненный меч», он чаще выступает в средневековых легендах в качестве наследства, которое предстоит отвоевать с помощью личной доблести. Так, в молодости Зигфрид находит обломки меча Бальмунга, который Один, как говорили, вручил его отцу. Кузнец Миме не смог заново сковать его, однако Зигфриду это удалось. Во входящем в артуровский цикл эпосе, называемом «Поэмы о Гавейне» (Jean Marx. Nouvelles Recherches sur la litterature, Paris, 1965), Гавейну вручается сломанный меч, который он оказывается неспособным починить до конца, что символизирует его неспособность проникнуть к «центру» того, что им предпринято.
Меч, лежащий между мужчиной и женщиной, — знак как чистоты их отношений, так и запрета на близость.
Танец с мечами — существовал во всех эпохах и у самых разных народов. Достаточно вспомнить дервишей, кавказские племена и народы. В подобных танцах таятся давно забытые языческие обряды, заклинания во имя будущих военных успехов и побед, выражается молодечество мужчин-воинов перед женщинами — хранительницами домашних очагов. Возможно, начало традиции было положено в те времена, когда при погребении знатных особ устраивались кровавые бои-тризны, во время которых все участники становились жертвами. Танцы с мечами символизируют противостояние смерти. Но фактом является и то, что меч играет сходную духовную роль в ритуалах, существовавших на заре времен и сохраняющихся даже в нынешнем фольклоре: он обладает магической властью отражать силы тьмы, персонифицируемые в образе «враждебных мертвых», а потому всегда фигурирует в апотрофеических («отвращающих») танцах.
Согласно старинному народному преданию, странствующий рыцарь в круглой головке эфеса прятал свой «дух», который помогал ему творить всяческие чудеса. Другие утверждают, что в эфесе прятали философский камень, чтобы рыцарь мог при необходимости добыть себе золото либо средство омоложения.
Обладает сверхъестественной силой либо на земле, либо под землей, либо под водой и ассоциируется с гигантами и сверхъестественными существами, такими как Дама Озера. Меч находится в руке космического или солнечного героя, победителя драконов и демонических сил. Это символ высших форм рыцарства, символ более низких — копье. Меч разделяет и отделяет душу от тела, Небо от Земли, пламенеющий меч отделяет человека от рая. Обоюдоострый меч символизирует двойственную силу и противоположные течения в проявлении, творении и разрушении, жизни и смерти; те силы, которые как бы противодействуют друг другу, но на самом деле дополняют друг друга и составляют одно целое. Четыре меча монарха при коронации — это меч государства; curtana, или затупленный меч милосердия; духовное правосудие; временное правосудие.
Священный и ритуальный предмет — кроме своего непосредственного использования в качестве боевого оружия, меч является воплощением отваги, силы, связанных с войной.
В христианской традиции и рыцарстве меч — это светящееся оружие рыцарства." световая ось, пронзающая противоположности и тем самым возрождающая единство; в качестве кинжала меч может как поразить недостойного, так и наделить творческим духом, например даровать духовные доспехи отправляющемуся на поиски Грааля.
Наделенный особой силой, соединяющей дух с материей, меч становится символом завершенности и долга: меч короля Франции, посвящающий рыцарей, символизирует вертикальную ось, которая связывает небо и землю и указывает монарху на его долг быть воистину справедливым; выполнение последнего позволяет ему поддерживать вечный порядок вещей.
Меч рыцаря,— обоюдоострый, потому что одним лезвием он бьет неверных, а другим — воров и убийц. Его острие символизирует повиновение.
Меч — эмблема власти, короля, императора, вождя. Такой меч выковывался специально, ибо считалось, что он дается властителю Высшими силами. Всевозможные предания повествовали о том, что получение такого символического меча становилось трудным испытанием для будущего властителя: иногда его нужно было выдернуть из скалы, что являлось не под силу рядовым смертным; либо следовало достать из глубоких вод… (см. Эскалибур). Нечто подобное случилось с античным греческим героем Тесеем, который возвратился в Афины, где царем был его отец Эгей, и единственный из всех пытавшихся силачей, отвалил огромный валун, под которым был спрятан меч царя.
Известен по имени «Куртана» и тупой меч святого Эдуарда Исповедника (1002-66) из династии Уэссексов, символ милосердия, который и сегодня торжественно носят в процессиях во время коронации британских королей. А «Щербец», коронационный меч королей польских, реликвия, которую и ныне бережно сохраняют и чтят? На известной всему миру колонне короля Зигмунта III Вазы в Старом городе Варшавы, в высоко поднятой руке короля — меч, о котором написано немало литературных произведений.
Фаллический образ меча связывает его с силой оплодотворения, и ведет, так сказать, «чисто» мужскую линию рода. Да, оружие приносит смерть, но оно же способствует и обновлению поколений…
Меч — эмблема солнечного героя; подобно тому, как палица является символом воображаемой мощи солнечного луча, пробивающего сети звездного ночного неба, так и меч — ведь он способен сразить всю дьявольскую нечисть, которая скрывается во тьме.
Меч — оружие Божьего гнева, молния, Перун.
„Огненный меч“ — атрибут справедливости, Божьей кары, оружия архангела, огня веры. „Священный меч“ — оружие, поднятое во имя Божьего (правого) дела. Иуда Маккавей, поднимая восстание против римлян, поведал своим воинам приснившийся ему сон, в котором пророк Иеремия, вручая ему золотой меч, сказал: „Этот меч священный, дар Бога, которым ты поразишь врагов!“
Меч связан с клятвенной присягой, которую рыцари Европы давали именно на мече, как основном признаке, символе самого рыцарства. «Присягаю на этом мече, на этом мече, говорю!» («Гамлет» У. Шекспира).
«Взяться за меч» — то есть вооружиться.
«… не мир пришел Я принести, но меч», — сказал Иисус, как засвидетельствовал апостол Матфей в Евангелии (10: 34). Особым символом войны считаются два скрещенных меча. «Скрестить мечи» — начать войну, начать с кем-либо меряться силами. Летописи сохранили рассказ о том, что перед началом Грюнвальдского сражения крестоносцы прислали к Ягелле герольда с двумя обнаженными мечами, как бы вызывая его на бой.
ни как род оружия, ни как символ не является древнейшим, поскольку, естественно, мог быть изготовлен только в бронзовом веке (деревянные мечи-дубинки, изготовлявшиеся южноамериканскими лесными индейцами, были скорее просто дубинками, чем мечами в нашем смысле слова). Если херувим (ангел) с огненным или пламенеющим мечом охраняет после грехопадения прародителей и их изгнания из рая вход в рай, то это свидетельствует о том, что библейское сообщение в действительности не является древнейшим.
Мечи времен бронзового века были зачастую богато украшены, что указывает на их не только чисто функциональное назначение.
Меч между лежащими в постели мужчиной и женщиной символизировал целомудрие.
Вообще меч известен как символ жизненной силы и проявляется как атрибут бога войны (Марса), как образ молнии у богов-громовержцев, а также позднее на Западе как символ «власти». причем теория «двух мечей» символизирует духовное и светское господство. Согласно папской доктрине (Иннокентия III и др.) главе церкви передан меч светской власти как законному владельцу ленного поместья (феода). Лишь в исключительных случаях меч как определённо мужской символ появляется в женских руках. Жанна д’Арк (Орлеанская дева), в 1431 г. казненная на костре, заявила, что св. Екатерина указала ей на погребенный под деревенской церковью меч: «Меч был под землей совсем заржавевший, пять крестов отмечали это место. Через бывший мне голос я знала, что он там. Я описала духовенству (клиру) место и просила передать мне меч. Они прислали мне его» (цитата по А. Холлу из документов судебного процесса). После одержанных ею больших побед вдохновенная воительница (в 1920 г. Причисленная к лику святых, должна была, конечно, погибнуть от меча, поднятого ею (см. Евангелие от Матфея 26:52).
Меч, в сущности, состоит из лезвия и рукоятки, поэтому он является символом «соединения», особенно если, как в средние века, принимает форму креста. Меч был объектом исключительного поклонения у многих первобытных народов.
Шнайдер показал, что в мегалитической культуре меч является противоположностью прялки, служащей женственным символом непрерывности жизни. Меч и прялка, соответственно, символизируют смерть и плодородие — две п^сйвоположности, составляющие базовую символику гор (Шнайдер предполагает, что эквивалентами из животного мира являются фаллическая рыба и лягушка) (50). Более того, учитывая космический смысл жертвоприношения (то есть инверсию подразумеваемых реальностей земного и небесного порядков), в мече можно увидеть символ физического уничтожения и физической решительности (60), равно как духа и слова Божия; последнее было особенно распространенным символом на протяжении Средних веков (4). В этой связи Бейли привлекает внимание к интересному соответствию между словами «меч» (sword) и «слово» (word).
Несомненно, в символике меча присутствует социальный фактор, поскольку меч представляет собой орудие, присущее рыцарю — защитнику света от сил тьмы. Когда он выступает в ассоциации с огнем и языками пламени (которые соответствуют ему по форме и блеску), он символизирует очищение. Шнайдер подкрепляет эти сведения замечанием, что, в то время как очищение сопровождается огнем и мечом, наказанию сопутствуют плеть и дубинка (51).
Меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря своей форме служит мужским, солнечным символом. Восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало. Здесь необходимо напомнить общее значение оружия, делающее его антитезой чудовищу.
Процитируем Эмилимо Собехано, «Мечи Испании» (в «Испанском искусстве», XXI, 1956): «Как заметил Ливии, у германских народов меч никогда не был слишком распространен; напротив, он служил в качестве символа, подобающего верховной власти и наивысшему рангу; следует вспомнить о торжественности» которой сопровождалось введение звания Comes («спутник-меченосец»), учрежденного императором Гордианом в 247 году… Меч — почти исключительная прерогатива высокопоставленных лиц.
Огненный меч свидетельствует о внутренней связи между символами меча, стали (железа), Марса и огня; все они обладают «общий ритмом». С другой стороны, им подчеркивается тепло огня и холод обнаженного металла; то есть огненный меч является символом, подразумевающим амбивалентный синтез, подобно вулкану (gelat et ardet — «холодит и жжет»), а также символом оружия, охраняющего Рай (царство любовного огня) от земли (мир страдания).
Поскольку меч символизирует духовную активность либо смелость героя, сломанный меч служит символом тех же качеств, пребывающих в состоянии уничтожения. Тем не менее, как и «похороненный меч», он чаще выступает в средневековых легендах в качестве наследства, которое предстоит отвоевать с помощью личной доблести. Так, в молодости Зигфрид находит обломки меча Бальмунга, который Один, как говорили, вручил его отцу. Кузнец Миме не смог заново сковать его, однако Зигфриду это удалось. Во входящем в артуровский цикл эпосе, называемом «Поэмы о Гавейне» (Jean Marx. Nouvelles Recherches sur la litterature, Paris, 1965), Гавейну вручается сломанный меч, который он оказывается неспособным починить до конца, что символизирует его неспособность проникнуть к «центру» того, что им предпринято.
Меч, лежащий между мужчиной и женщиной, — знак как чистоты их отношений, так и запрета на близость.
Танец с мечами — существовал во всех эпохах и у самых разных народов. Достаточно вспомнить дервишей, кавказские племена и народы. В подобных танцах таятся давно забытые языческие обряды, заклинания во имя будущих военных успехов и побед, выражается молодечество мужчин-воинов перед женщинами — хранительницами домашних очагов. Возможно, начало традиции было положено в те времена, когда при погребении знатных особ устраивались кровавые бои-тризны, во время которых все участники становились жертвами. Танцы с мечами символизируют противостояние смерти. Но фактом является и то, что меч играет сходную духовную роль в ритуалах, существовавших на заре времен и сохраняющихся даже в нынешнем фольклоре: он обладает магической властью отражать силы тьмы, персонифицируемые в образе «враждебных мертвых», а потому всегда фигурирует в апотрофеических («отвращающих») танцах.
Литература
- Мейлах M. Б. Одноимённая статья в MNME
Иллюстрации
- Меч в постели гарантирует целомудрие. «История Тристана и Изольды», 1484 г.
- Меч в руке архашела Михаила. Гравюра на дереве. Л. Кранах. 1506 г.
- Чашка японскою меча. разделяющая клинок и рукоять, ок. 1750 г.
- Меч правосудия и мести.
Примечания и комментарии
- ↑ KERL — 15
- ↑ KERL — 7
- ↑ Быт. 3, 24
- ↑ Иезек. 21, 10 и 28
- ↑ Псалом 54: 22
- ↑ Псалом 56: 5
- ↑ Исход 22: 22-24
- ↑ Исайя 49: 2
- ↑ Евр 4: 12
- ↑ Матф. 26, 51-52
- ↑ Откр., 2
- ↑ Откр. 1:16
- ↑ Лк 2:35
- ↑ Откр., 22
- ↑ Послание к Ефесянам 6: 17
- ↑ KERL — 8
- ↑ KERL — 21
- ↑ Ульм, 1483 г.
- ↑ Евангелие от Матфея 26: 52
- ↑ Исайя 2: 4