Сава
Образ восходит к реальному историческому лицу, жившему в XII — нач. XIII вв. и канонизированному православной церковью), персонаж южнославянской мифологии. В сербском фольклоре Сава связан с возвышенными местами. Ему приписывается оживление мёртвых, исцеление слепых, несгораемость его собственного тела, способность превращать борзых в волков (ср. общеславянский образ волчьего пастыря), людей в животных, иссечение железом воды из камня. Сава создаёт кошку для борьбы с мышами (общеславянский мифологический сюжет, в других славянских традициях связывавшийся с иными персонажами). Сава отнимает солнце у дьявола, предводительствует тучами, несущими град; гром, гремящий в день святого Савы, считался важным предзнаменованием. Связь Савы со скотом и тучами объясняет, в частности, представление о тучах как о скоте Савы. В пост на день святого Савы, называвшийся савицей, не едят мяса четвероногих животных, чтобы уберечь их от волков. Роль Савы как покровителя животных позволяет связать его с общеславянским Велесом. |
См. также:
|
Литература
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Polнvka J., Vмcн pastэr // в кн.: Sbornik praci venovanэch profesoru dru Vбclavu Tillovi k sedesбtэm narozeninбm 1867—1927, [Praha], 1927 < MNME
- Кулишиh Ш., Петровиh П. Ж., Пантелиh Н., Српски митолошки речник, Београд, 1970 < MNME
- Schneeweis E., Serbokroatische Volkskunde, [2 Aufl.], Bd l — Volksglaube und Volksbrauch, B., 1961 < MNME