Недоля

Материал из StudioSyndrome
Версия от 22:35, 1 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Обычный образ в сказках и песнях великорусских и преимущественно малорусских. В сербских поверьях её роль играет несреча. Обыкновенный мотив заключается в том, что доля и недоля приходят к людям: одному помогает доля, другому вредит недоля. Иногда бедняк находит свою ленивую недолю лежащей в поле и бьет ее. Ф. И. Буслаев видел в них простые олицетворения, А. А. Потебня — мифические образы. Эти толкования легко примиряются: мифические образы мало-помалу переходят в простые олицетворения. Доля и недоля встречаются почти во всех сборниках сказок, русских и иностранных.

Сходные поверья были у египтян, греков и др.

См. также:
Славянская мифология

Доля

Литература

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Систематический свод малорусских сказок этого рода дан в статье П. В. Иванова: «Народные рассказы о Доле», в 4 т. «Сборника Харьковского Историко-филологического Общества».
  • Специальное исследование Боровиковского о доле в малорусских песнях (по старым сборникам) напечатано в IV кн. «Чтений Московского Общ. Истории и Древностей Российских» (1867).
  • Ценные замечания Буслаева — в I т. «Исторических Очерков» (стр. 548 и сл.).
  • Специальная монография А. А. Потебни: «О Доле и сродных с нею существах» напечатана во 2 т. «Древностей» Московского археологического общества (1867).
  • Позднее о доле и Н. сделали в печати ценные сообщения академик Веселовский (в 1883 и 1891 г.) и немецкий ученый Краус (1889).
  • См. ещё заметки г-на Васильева в «Этнографическом Обозрении» (1890, I и 1892, № 4) и H. Сумцова (там же, 1892 г., № 4).