Эр-лан

Материал из StudioSyndrome
Версия от 23:14, 1 июня 2023; Administrator (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эр-лан — «второй сын»,
Эр-лан-шэнь — «божество второй сын»,
Гуанько́у Эр-лан — «второй сын из Гуанькоу»,
Гуанько́у-шэнь — «божество из Гуанькоу»

В поздней китайской народной мифологии одно из божеств вод, а также дамб, защищающее людей от разливов рек и наводнений. По наиболее распространённой версии, Эр-лан — сын сычуаньского правителя Ли Бина, усмирявшего воды, прокладывавшего новые русла рек и боровшегося с драконом. Если предания о Ли Бине с сильной мифологической окраской зафиксированы с первых веков н. э., то имя Эр-лан появляется в письменных памятниках лишь с XII в. По предположению китайского фольклориста Хуан Чжи-гана образ самого Ли Бина трансформируется в этот период в образ его сына (не исключено, что первоначально термином «Эр-лан» обозначался Ли Бин, в некоторых памятниках упоминаются Ли Бин и его сын). Постепенно культ Эр-лана как сына Ли Бина затмевает или почти вытесняет культ отца, ему же в преданиях приписываются и подвиги, аналогичные подвигам Ли Бина.

Храмы Эр-лана были построены вдоль всего течения Янцзы. В них он изображался молодым человеком свирепого вида с третьим глазом на лбу. Согласно местному поверью, этот глаз обычно закрыт и открывается лишь в момент битв, чтобы придать Эр-лану воинственный вид. У Эр-лана тёмное лицо, красные волосы. Эр-лану приносили в жертву многочисленных баранов. Образ Эр-лана встречается и в литературе, например в фантастических эпопеях «Си ю цзи»[1] и «Сы ю чжуань»[2].

Именем Эр-лан называют и Лао-лана.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Китайская мифология

Ли Бин
Лао-лан

Литература

  • Б. Л. Рифтин Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  1. У Чэн-эня «Путешествие на Запад» (XVI в.)
  2. Ян Чжи-хэ «Повествование о 4 путешествиях» (XVI в.)