Цилинь
Животное китайской мифологии, отождествляемое с единорогом.
Соединение сил инь и ян: "ци" соответствует мужскому началу, а "линь" – женскому.
Инкарнация пяти элементов, пяти доблестей и пяти символических цветов.
Изображается либо единорогом, либо как животное с телом оленя, головой однорогого дракона, с львиной гривой и хвостом быка. Это очень деликатное животное: никогда не бодается своим рогом, который очень мягок. То, что рог единственный, означает единство мира под управлением одного великого правителя.
В целом символизирует благожелательность, добрую волю и плодовитость.
Провозглашает рождение великого мудреца или мудрого императора.
"Оседлать цилиня" - означает прославиться.
Верхом на цилине изображают мудрецов и бессмертных.
Если ребенок необыкновенно умен, его называют "сыном цилиня".
МНМ
- линь
В древнекитайской мифологии чудесный зверь - единорог. По аналогии с термином фэнхуан, Цилинь истолковывается как соединение двух понятий: ци - "самец-единорог" и линь - "самка". Существуют различные описания Цилиня, отличающиеся в деталях, но все они составлены по архаическому принципу уподобления отдельных частей Цилиня частям тела реальных животных:
- у Цилиня тело оленя, но меньше размером,
- шея волка,
- хвост быка,
- один рог, заканчивающийся мягкой шишкой (мясным наростом),
- копыта коня,
- разноцветная (по другим версиям, бурая) шерсть (в источниках упоминаются также белые и зелёные Цилинь).
Когда Цилинь идёт по земле, то не сломает травинки, не раздавит букашки, он не ест живых тварей, а питается чудесными злаками. По некоторым представлениям, Цилинь может даже летать или ходить по воде, словно по земле. В древних текстах Цилинь часто упоминается наряду с оленями, как их своеобразный вожак. Цилинь считался главным из всех зверей (наряду с фэнхуаном - главным среди птиц). Отличительным признаком Цилиня является его неострый рог, которым он не может причинить вреда. Древние авторы рассматривают Цилиня как воплощение морально-этической категории - жэнь ("человеколюбие", "гуманность"). Существуют различные толкования символики, связанной с наличием у Цилиня одного рога: по одним, - это символ объединения страны в единое государство, по другим, - символ единовластия государя.
В даосских преданиях на белых Цилинях ездят бессмертные, свита Си-ван-му. В древности существовало много легенд о появлении и поимке Цилиня - и то и другое считалось знаком идеального, мудрого и гуманного правления. Словами "поймали линя", вошедшими в поговорку, заканчивает Конфуций свою летопись "Чуньцю" ("Вёсны и осени"). Считалось, что появление Цилиня несло с собой умиротворённость и процветание природе, было знаком предстоящего рождения мудреца. Так, согласно "Ши и цзи" ("Записи о забытом", ок. 6 в.) рождению Конфуция предшествовало появление Цилиня, который исторг изо рта нефритовое письмо с пророческими словами о правлении дома Чжоу (появление Цилиня маркировало и смерть Конфуция, так же как и крушение некоторых царств). В народных верованиях Цилинь прочно ассоциировался с рождением сыновей: спускающийся с неба Цилинь приносит сына - традиционный сюжет благопожелательных лубков, народных вырезок из цветной бумаги. Имеется много версий о происхождении образа Цилиня (связь его с жирафой, коровой и др.). По гипотезе японского учёного Идзуси Ёсихико, образ Цилиня развился на основе представлений об олене.
Лит.:
- Китайская классическая проза в переводах акад. В. М. Алексеева, 2 изд., М., 1959, с. 212-214;
- Ду Эр-вэй, Фэн, линь, гуй, лун каоши (Толкование образов феникса, единорога, черепахи и дракона), Тайбэй, 1971, с. 41-72.
- [Б. Л. Рифтин MNME ]
Черновые материалы
Одна из императорских эмблем, символ добродетели и справедливости властителя. Также обозначал добрую ворожбу… Единорог, как и дракон, в китайской мифологии, мог для «своих» вызвать благодетельный дождь, а для врагов — испепеляющую засуху, невыносимый зной.
Вместе с тремя другими сказочными животными — драконом, фениксом и черепахой — являлся животным доброго предзнаменования и символизировал счастье иметь детей (особенно сыновей) и доброту, ибо он никогда не растаптывает живое существо, а также растущую траву.
Одно из четырех духовно одаренных животных, он — суть пяти стихий. Если он изображается белым, то это лунный символ, инь, животное, но как цилинь, он представляет собой союз инь и ян. Он символизирует мягкость, доброжелательность, добрую волю, блаженство, долгожительство, великолепие, мудрое правление, прославленное потомство.
Рог единорога является счастливым пророчеством для императора.
Проехать верхом на цилине означает обрести славу.
У даосов единорог — один из важнейших символов, суть пяти стихий и качеств; цилинь.
Животное инь-ян. Иногда приравнивается к единорогу. Соединение самца и самки, совершенство, чистота натуры, сущность пяти элементов.
Однорогое животное с телом лошади или оленя. Символизирует женский, лунный принцип, непорочность и чистоту.
Некоторые авторы отождествляют с единорогом животное, известное в Китае как Н1и-лин, другие же оспаривают правомерность такого отождествления, поскольку у названного животного два рога. Он является атрибутом военачальников высокого ранга, эмблемой чести и знатности рода. Его шкура имеет пять цветов — красный, желтый, синий, белый и черный; его крик подобен звуку колоколов. По легенде, он живет тысячу лет и является благороднейшим из животных (5).
Об этом чудесном китайском звере известно довольно много. У него тело оленя, шея волка, копыта коня, шерсть на спине пятицветная, а живот желтый или коричневый. Посреди лба — единственный рог, заканчивающийся мягкой шишкой — чтобы никого, даже случайно, не обидеть, не сделать никому больно. Цилинь вообще был добр и покладист, не давил ни букашки, ре мял ни травинки, не ел живых тварей, а питался чудесными травами. Не удивительно, что у древних китайцев он считался олицетворением человеколюбия, да и вообще символом добра — вместе с фениксом, драконом и черепахой.
«Однако, — замечал древний писатель Китая Хань Юй, — цилинь во дворах хозяйских не разводится и в Поднебесной нашей часто не встречается». Редкое же появление однорогого цилиня ценилось тем больше и почиталось предзнаменованием справедливого правления, знаком процветания, мира и природы, предвестием рождения героя и мыслителя. Рассказывают, например, что, перед тем как появился на свет китайский мудрец Конфуций, около дома его родителей показался белый цилинь — на каких, гласит предание, ездили небожители.
Конфуций впоследствии отплатил доброму вестнику добром: он ввел в китайский язык фразу, ставшую поговоркой — «поймали цилиня» — значит успешно окончили долгий труд, достигли цели.
Чтобы пожелать семье рождения мальчиков, дарили изображение цилиня.
Осталось только сказать о главном отличительном признаке волшебного зверя — его единственном роге. Рог этот — символ объединения страны в крепкое государство. Вот и все. «Поймали цилиня». Добавим только, что, входя в сообщество единорогов, цилинь еще многосоставное существо, то есть химера (chimaira). Волк, олень и конь слились в нем. Описанию таких удивительных животных-гибридов и посвящены следующие главы книги.
Китайский единорог (кюлинь, хи-линь) очень мало соответствует европейским описаниям; его можно отождествлять скорее с животным, подобным оленю, но покрытым чешуей, с бычьим хвостом и шерстистым рогом на лбу, которое символизирует кротость, счастье и благость, и прежде всего удачливость в детях («сыновьях»). Известная на Востоке группа единорог-дева указывает в Китае на кроткую богиню Гуань-инь, изображавшуюся на троне в виде лежащего единорога.
В Китае насчитывалось несколько видов мифологического единорога, из них самый популярный — ки-лин; его описания весьма противоречивы.
Теперь обратимся к Китаю. Первое упоминание о единорогах в китайских источниках относится к 2697 году до н. э. Исследовавший их Чарльз Гоулд насчитывает, по крайней мере, 6 видов этих животных: ки-лин, кинг, киох тван, пох, хиаи чаи, туджон шу. Самый популярный — ки-лин обычно имеет туловище оленя, иногда лошади, голова может быть львиной или оленьей, хвост бычьим или другого животного, тело может быть чешуйчатым. У ки-лин один либо два рога телесного цвета, иногда окрашен только кончик рога. Ки-лин соединяет в себе мужское (ки) и женское (лин) начала. Существо это нежное, оно даже не в состоянии наступить на острую траву; пред почитает уединенные места. Наряду с драконом, птицей феникс и черепахой ки-лин считался разумным существом. Китайская мифология приписывает ки-лину только положительные качества. Он символизирует мудрость, справедливость и честность. Он появляется только во времена справедливого правителя, а его появление знаменует рождение или смерть мудреца.
Животное инь-ян. Иногда приравнивается к единорогу. Соединение самца и самки, совершенство, чистота натуры, сущность пяти элементов.